Казахстан считает опасной лицензированную Кыргызстаном продукцию и хочет запретить ее ввоз. Почему?

Автор -
722

    Казахстан хочет запретить ввоз продукции, лицензированной Кыргызстаном, так как считает, что тот с нарушениями проводит оценку деклараций/сертификатов на качество и безопасность, не соблюдая технические регламенты Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Соответствующий проект постановления опубликован на портале «Открытые НПА», обсуждение продлится до 28 марта, пишет Курсив.

    В пояснительной записке к документу отмечается, что органы по подтверждению соответствия качества в Кыргызстане оформляют сертификаты с нарушениями и без проведения необходимых испытаний. Также в законодательстве Кыргызстане не предусмотрена ответственность за выдачу «серых» документов, утверждают в Минторговли Казахстана. При этом в проекте постановления Кыргызстан прямо не называется, он указывается, как «одно из государств-членов ЕАЭС» или «страна», также говорится, что сертификаты имеют регистрационный номер ЕАЭС KG ***.

    Согласно договору о ЕАЭС, продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза, выпускается в обращение на его территории при условии прохождения необходимых процедур оценки соответствия. Их нарушение запрещено техническим регламентом и, соответственно, договором о ЕАЭС, следовательно, выпуск таких товаров невозможен, уточнили в Минторговли Казахстана.

    По состоянию на декабрь 2023 года в Казахстане насчитывалось в 10 раз больше испытательных лабораторий (413), чем в Кыргызстане (43). Кроме того, в Казахстане ЕАЭС аккредитовал 75 органов по подтверждению соответствия, тогда как в Кыргызстане – 35 органов. В среднем в РК один такой орган выдает более 1,2 тыс. документов в год, а в КР – 3,6 тыс. штук.

    Таким образом, в два предыдущих года кыргызстанские органы выдали больше разрешительных документов, чем казахстанские: в 2022-м – на 12,4%, в 2023-м – на 27,6%. В 2021 году количество казахстанских сертификатов превышало число кыргызстанских на 15,3%.

    Из 109,5 тыс. документов, оформленных органами Кыргызстана в 2022 году, казахстанским заявителям выдано 41,6 тыс. документов, за 2023 год – 59,7 тыс. Таким образом, статистика показывает, что почти 40% документов, оформленных органами страны, выданы казахстанским компаниям.

    «Более того, при регистрации органами страны деклараций о соответствии в качестве испытаний указываются протоколы испытаний неаккредитованных лабораторий (не подтвердивших компетентность), расположенных в различных регионах Российской Федерации, при этом образцы товара для испытаний до регистрации декларации в стране должны быть направлены в указанные регионы Российской Федерации, что во всех случаях не подтверждается. Таким образом, испытания товаров на безопасность не проводятся», – утверждает Минторговли Казахстана.

    Ведомство также заявляет, что в интернете размещаются объявления о продаже деклараций/сертификатов, оформленных через органы Кыргызстана за 1-2 дня стоимостью от 10 тыс. тенге. При этом испытания не проводятся, продукцию формально регистрируют и вносят в реестр. При проведении испытаний в казахстанских органах стоимость варьируется в среднем от 70 тыс. тенге, сроки проведения испытаний – от 1 до 20 дней.

    Минторговли РК также обращает внимание, что выдача и оформление документов в Кыргызстане не оцифрованы, «что не дает возможности полноценно осуществлять контроль и противодействие выдаче серых документов». Таким образом, сертификаты/декларации о соответствии ТР ЕАЭС, по которым ввозится на территорию Казахстана импортная продукция, не подтверждает безопасность и все чаще носит формальный характер, добавили в ведомстве.

    «Когда количество выдаваемых документов органами страны ежегодно растет, в условиях недобросовестной конкуренции объем работ отечественных органов сокращается. Это негативно сказывается на отрасли и создает риск упадка данной [не указывается, какой именно] сферы и будущей зависимости по данным услугам от других государств – членов ЕАЭС», – отметили в Минторговли.

    В ведомстве добавили, что к ним неоднократно поступали обращения касательно недобросовестной работы кыргызстанских органов по оценке соответствия. Казахстанское министерство утверждает, что неоднократно поднимало данный вопрос перед коллегами из Кыргызстана и Евразийской экономической комиссией и предлагало различные меры, однако «решения не нашлось». Заявляется, что затягивание данного вопроса «ставит под прямую угрозу жизнь и здоровье граждан, охраны окружающей среды, риски промышленной и иной безопасности из-за использования неиспытанных и потенциально опасных товаров».

    В этой связи Казахстан хочет с 1 июля запретить ввоз любой продукции, которую лицензировал Кыргызстан по регистрационным номерам ЕАЭС KG. Минторговли РК ссылается на протокол о техническом регулировании в ЕАЭС, согласно которому «государство-член, руководствуясь защитой своих законных интересов, может предпринять экстренные меры по предотвращению выпуска в обращение опасной продукции».

    Кроме того, в договоре о ЕАЭС установлено, что государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если они необходимы для охраны жизни и здоровья человека, окружающей среды.

    Поделиться