Президент Садыр Жапаров на встрече с вновь избранным муфтием Абдулазизом Закировым 13 марта сказал, что его беспокоят факты распространения в стране взглядов, противоречащих традиционным ценностям ислама. Вместе с тем он призвал делать упор на ценности традиционного ханафиского мазхаба.
В очередном интервью агентству «Кабар» президент дал подробное разъяснение по вопросам даавата и вновь остановился на теме митингов.
— Садыр Нургожоевич, в социальных сетях некоторые пользователи обиделись на ваши слова и утверждают, что президент назвал улемов невежественными и выступает против даавата (проповедь ислама). О чем вы тогда говорили?
— Есть граждане, которые пытаются исказить мои слова и выставить меня в плохом свете. Они не смогли найти никаких упущений в моей деятельности, и, я предполагаю, теперь они хотят исказить мои слова про даават.
Когда я принимал муфтия, я предложил обратить внимание на одежду проповедников. Вместо того, чтобы перенимать традиции других стран, следует опираться на собственные национальные традиции, и отправлять на даават как минимум проповедников, окончивших медресе или исламские университеты. Почему? Я часто принимаю людей со всех регионов страны. В прошлом я встретился с одним учителем. Он говорил об этих проповедниках. «Несколько человек пришли в наше село проводить даават. Они были одеты в балахоны, одежда у них была грязная, образование — 11 классов, а борода до пояса. Я сам учитель. Много лет работал директором школы, и мои познания в религии превосходят их. И они будут поучать меня?», — спросил он. «Я пристыдил их. Было бы хорошо, если бы вы обратили внимание на этот вопрос. Наблюдая за этим, некоторые граждане, которые придерживаются другой религии, ненавидят нашу религию», — сказал он.
Я тоже нахожу его слова уместными. Поэтому на встрече с муфтием мы говорили на эту тему. Я поддерживаю даават. Я сын молдо, ажы. Даават (проповедь) никому не вредит. Я лично видел, как многие наши граждане, начиная с 90-х годов, пошли по правильному пути после даавата.
Было бы хорошо, если бы мы могли отправлять на даават тех, кто опрятно одет, носит аккуратно подстриженную бороду, обладает знаниями и может ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть.
Тогда наши люди будут верить проповедникам, внимательно слушать и следовать за ними. Муфтий также поддержал это мнение. В прошлом улемы (дааватчы) не только преподавали религию, но и науку, включая различные языки.
Именно эти вопросы и обсуждались. Давайте пойдем путем древних улемов, разъясняя, чтобы религия шла наряду с образованием и наукой.
— В предыдущем интервью вы сказали: «Мы не боимся митингов… Мы не будем гладить по голове тех, кто пришел на митинг, ответ будет жестким». Одни расценивают это как угрозу, другие как ограничение их прав. Есть люди, которые напоминают, что и Вы организовывали митинги по Кумтору. Прокомментируйте это? Было время, когда Вы выходили на митинги и Вас с Камчыбеком Ташиевым задерживали за это?
— Да, и мы в свое время устраивали митинги. Однако мы не организовали их ради личной выгоды и не искажали положительные моменты, которые приносили пользу народу. Мы организовывали митинги с требованием, чтобы Кумтор работал в интересах народа, чтобы они убрали свои загребающие руки от казны и улучшили жизнь нашего народа.
«Кумтор» мы национализировали. Компания выплачивает около 30 млрд сомов налогов. Кроме того, она обеспечивает чистый доход в размере около 30 млрд сомов. А раньше, кроме налога в 5 млрд сомов, ничего не поступало. Бюджет увеличился почти в три раза.
Мы ликвидировали хищения в налоговой и таможенной системах почти на 90%. Мы укрепили нашу армию и силы, как никогда раньше. Строятся школы, дороги, детские сады. Запущены мегапроекты, которые прежде и не снились. Строятся гидроэлектростанции, предприятия, культурные и социальные объекты. Есть строящиеся проекты, есть те, которые только начаты. Из года в год они будут вводиться в эксплуатацию. Год за годом они будут приносить свои плоды, и наша экономика будет становиться еще сильнее. Также вырастут размеры зарплат, пенсий и пособий. Условия жизни нашего населения улучшатся.
Мы работаем для народа, не щадя себя. Тогда зачем вам митинговать? Вы считаете, что было лучше, как раньше, когда 200 человек воровали блага у народа? Мы не допустим подобных вещей. Я этими словами не угрожаю. И не буду ограничивать их права. Я лишь буду уделять приоритетное внимание интересам 7,5 млн человек и государства, а не 200 коррупционерам и ворам, обиженным на власть. Буду защищать. Это мой прямой долг, доверенный народом, проголосовавшим за меня.
— Можете ли Вы прокомментировать письмо заключенного гражданина Мелиса Аспекова?
— Я думаю, таким мошенникам отвечать излишне. У меня нет времени реагировать на скользких лжецов.