В 1984 году в СЩА выходит книга «Сотая обезьяна» , где её автор — психолог Кен Кейс описывает принцип распространения новых норм в обществе, основываясь на большом исследовании поведения японских макак на острове Киушу , рассказывает канал «Этносы и Человек».
Японские макаки небольшие, длинношёрстные обезьянки, весом 15 -30 кг, ростом 70-80 см, знамениты умильной розовой мордахой и очень тёплыми, прямо «человеческими» отношениями в стае.
Например, они делят между собой добычу, самое вкусное отдают малышам, создают пары на всю жизнь, а также имеют особый внутригрупповой сигнальный язык, непонятный обезьянам того же вида, но из другой стаи.
Учёные, наблюдающие за макаками подкармливали их сладким бататом, который животные просто обожали. Но была одна неприятность.
Учёные бросали кусочки батата на песок, который потом хрустел на зубах.
Большинство мерилось с таким неудобством, но одна из самок по кличке Имо решила погрузить свой кусочек в воду небольшого озерца и лишь потом съесть. Результат ей понравился. Песчинки больше не набивались в рот. Тогда Имо принялась поступать аналогичным образом с каждым, доставшимся ей кусочком батата — прежде чем слопать, мыла его в воде.
Сначала на действия Имо обратила внимание молодёжь. Многие захотели ей подражать и остались довольны результатом.
Затем новшество испробовали самки.
Дольше всех тормозили старые самцы. Они скептически фыркали, наблюдая за «прогрессом».
Однако, с каждым днём всё больше макак в стае мыли батат прежде чем его съесть.
Критический порог был преодолён, когда сотая обезьяна приступила к мытью батата. Тогда распространение идеи ускорилось многократно и макаки на других островах тоже стали мыть батат, хотя контакты между ними для передачи опыта не фиксировались.
Зоопсихолог Лаейелл Уотсон высказал гипотезу о том, что распространение новых идей подобно волне и набирает силу в тот момент, когда её носителями становится достаточное количество особей. В человеческом обществе всё происходит точно также.
Одни идеи набирают популярность, тогда как другие — возможно и не самые плохие, а очень даже умные, не находят достаточное количество сторонников.
Кстати, сегодня на распространение идеи повлиять можно очень просто — поставив лайк или дизлайк контенту. Таким образом, каждый из нас формирует среду будущего. На мой взгляд, к этому делу стоит подойти ответственно: несёт ли информация добро и позитив? Порождает ли стремление к знанию? Делает нас лучше или тупее? Короче, не всё то золото, что блестит!
Возвращаюсь к Кену Кейсу и его книге «Сотая обезьяна»
Автор выдвигает такую мысль:
Когда ментальная энергия множества особей переваливает определённый количественный порог происходит взрыв и перемена в сознании. Оригинальность переходит в норму. И через пару поколений никому не придёт в голову есть батат, предварительно не сполоснув его в воде.