В жестком противостоянии в четверг в мажилисе Казахстана прозвучали обвинения в лоббировании интересов кошек и собак, а также упреки в игнорировании других животных. Зоозащитники не остались в долгу: они назвали народных избранников живодерами и предложили свои альтернативы, пишет Время.
Звери или люди?
Круглый стол, посвященный обсуждению поправок в законопроект по бездомным животным, превратился в поле острейших дебатов.
— Зоозащитники, я вас приглашаю посетить любую деревню Павлодарской области и встретиться с населением, они вас шапками закидают! Люди и домашние животные массово страдают от бродячих животных. Мой телефон закидали видеофайлами, где безжалостно бродячие собаки убивают домашних животных. Почему вы не отстаиваете права тех же баранов, лошадей, коров? Я здесь конкретно вижу определенное лобби, — заявил депутат павлодарского областного маслихата Махамбет АМАНГЕЛЬДЫУЛЫ.
Один из инициаторов поправки об эвтаназии глава комитета по вопросам экологии и природопользованию Едил ЖАНБЫРШИН тоже обвинил зоозащитников в узком подходе, добавив, что они проигнорировали массовую гибель тюленей в Каспийском море. Те ответили, что борются за все виды животных, но эмоциональное напряжение в зале только росло.
— Вы защищаете только собак и кошек. Я понимаю, что есть определенные интересы, финансирование. Не надо ухмыляться! У нас есть четкая информация, вы не думайте, что мы здесь на небо смотрим просто так! — загадочно сказал Жанбыршин.
Депутат Ажар САГЫНДЫКОВА указала на переполненность приютов. Один из них мажилисмены посетили на днях. Приют рассчитан на 500 собак, а в нем содержится больше пяти тысяч. По ее словам, животные там прыгают через заборы, питаются мусором, а запахи невозможно выносить.
— Я за ответственное отношение к животным, но возникает вопрос: насколько гуманно содержать в таких приютах собак? — вопросила Сагындыкова.
Метод ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация и выпуск), за который выступают зооактивисты, оказался под огнем критики. Научный сотрудник Института зоологии Анна ХАМЧУКОВА привела неутешительные данные: в Индии, Турции, где ОСВВ применяется десятилетиями, численность бездомных животных не уменьшается. Более того, вакцинация от бешенства по методике ОСВВ одноразовая. Поэтому через год бродячие животные могут заразиться бешенством и представлять опасность, ведь Казахстан относится к регионам неблагополучным по вирусу бешенства.
— Все научные труды, которые заявляют об эффективности ОСВВ, были инициированы и оплачены зоозащитными организациями, что делает их выводы необъективными. Я считаю, что применение метода, не имеющего научного и практического обоснования на мировом опыте, несет потенциальные риски неэффективного расходования бюджетных денег и создания биологической угрозы! Я поддерживаю поправку депутатов, — заявила Хамчукова.
С ней согласился старший преподаватель КазАТУ Дуйсен ДОМАНОВ:
— Как ветеринар, скажу, что бродячие собаки — это основной источник паразитарных заболеваний — токсокароза, трихоцефалеза, описторхоза, эхинококкоза, которые опасны для людей. Для регулярной дегельминтизации необходим постоянный отлов бродячих животных. Но это превратит их жизнь в нескончаемый стресс. Говорят также, что стерилизация успокаивает животных. Но, по данным американских ученых, после стерилизации суки становятся в два раза злее, потому что у них не вырабатывает женственный гормон! Единственным эффективным решением остается безвозвратный отлов! — высказал он.
Но представитель ассоциации по защите прав животных INUCOBO Жанатбек ТУГАНБЕКОВ отверг необходимость эвтаназии, сказав, что, по официальной статистике, нападают именно собаки домашние, в основном питбули и алабаи. Он спросил: почему за это страдают бродячие животные? А руководитель комитета Animal Law палаты юридических консультантов KazBar Ольга ЧЕНЦОВА предложила изучить опыт Европы. По ее словам, там добились успеха с помощью комплексных мер: массовая стерилизация, штрафы за выброшенных животных и контроль коммерческого разведения. По ее словам, это самые эффективные меры.
Сократить сроки
Новые предложения в зале вызывали еще больше споров. Так, по мнению депутата Кенжегула СЕЙТЖАНА, 15-дневный срок содержания животных в приютах перед процедурой усыпления слишком велик. По его словам, пять дней вполне достаточно, чтобы мотивировать владельцев искать своих потерявшихся собак:
— Почему зоозащитные организации забывают о нас, о людях с инвалидностью? Я сам, будучи с палкой в руках, защищал себя от псов. До сих пор вокруг моего дома в Алматы живут бродячие собаки. Я хочу сказать зоозащитникам: вы сядьте на коляску или закройте глаза, попробуйте походить рядом с дикими собаками. Я посмотрю на ваши ощущения!
Депутат Анас БАККОЖАЕВ пошел еще дальше, открыто заявив, что поддерживает эвтаназию как меру экономии бюджета:
— Зачем мы тратим деньги на содержание собак в приютах, если наши школьники получают всего 840 тенге в день? Почему мы выделяем больше средств на животных, чем на детей? Вы, зоозащитники, идите и найдите слова утешения для пострадавших семей или компенсируйте. У вас же есть деньги!
Он также предложил сократить сроки содержания собак в приютах до пяти дней либо передать принятие решений по срокам местным маслихатам.
— Если есть деньги в бюджете, то пусть маслихат установит большой срок. Если нет, пусть сократит содержание до двух дней, о чем просят некоторые регионы. Маслихат должен иметь на это право! — настаивал депутат и в зале его коллеги одобрительно закивали.
Несмотря на общую резкую риторику, два депутата выступили против своих коллег. Так, Наталья ДЕМЕНТЬЕВА раскритиковала Минэкологии за провал программы ОСВВ, указав, что в приютах до 40 процентов собак — владельческие, в том числе много тазы, которые по закону находятся под защитой государства. Она также напомнила о случаях незаконного отлова домашних собак для выполнения ежедневных нормативов, которых затем ошибочно отправили в приюты.
— Только через беспрецедентные штрафы мы наведем порядок! Потому что сегодня владельцы собак чувствуют безответственность. Но я категорически против тотальной эвтаназии! Мы не можем позволить себе стать страной живодеров! — воскликнула депутат.
Биолог по образованию, Ирина СМИРНОВА представила свою научную модель, доказывающую, что в результате массового уничтожения собак их численность сначала сократится, а затем начнет расти в геометрической прогрессии.
— Откуда взялись собаки в Павлодарской области, которые грызут ваших лошадей и баранов? Из Алматы их привезли или с Марса их прислали? Это ваши люди размножали этих животных и бросали их, и они стали бродячими! Безответственные владельцы и отсутствие просвещения населения — вот корень проблемы! Я против живодерства! — добавила Смирнова.
Цена спасения
Вице-министр экологии и природных ресурсов Нуркен ШАРБИЕВ представил расчеты, от которых зал ахнул. Это был ответ на вопрос, какие затраты будет нести бюджет страны, если для бродячих животных применять пожизненное содержание в приютах, как в Германии.
— В прошлом году было отловлено 247 тысяч собак. На их стерилизацию, вакцинацию необходимо 16 миллиардов тенге. Это только за один год. Если будет принято решение не умерщвлять, а содержать их до естественной смерти, то приютам потребуется 1,2 миллиарда тенге ежедневно. Это 450 миллиардов в год! В среднем на одну собаку уходит пять тысяч тенге в день.
— Сколько-сколько? Пять тысяч?! Это ложь! — закричали хором зоозащитники, обвинив чиновника в преувеличении.
Депутат Едил Жанбыршин поддержал коллегу, сказав, что если у оппонентов есть другие цифры, пусть предоставят их. А если есть доказательства коррупции, пусть направят в антикор.
В кульминации обсуждения мажилисмен Анас Баккожаев задал Ольге Ченцовой серию провокационных вопросов:
— Просьба ответить на четыре вопроса в формате блиц. Что является средой обитания бродячих собак? Что является их кормовой базой? Какие функции выполняют бродячие собаки? И четвертое: у любого биологического существа основная цель — размножаться. И я хочу размножаться, все хотят размножаться! Но когда речь идет о стерилизации, мы лишаем животных этой возможности. Считаете ли вы это гуманным?
Его саркастичное замечание о том, что “все существа хотят размножаться”, вызвало дружный смех в зале. Но Ченцова отвечала уверенно:
— Даже люди не всегда хотят размножаться. Мои три кастрированные собаки чувствуют себя прекрасно, они не страдают от того, что не размножаются. И, по статистике, кастрированная собака живет дольше. А главная функция вакцинированных животных в том, что они служат щитом от бешенства! Что является кормовой базой? Свалки. Плюс есть кураторы, которые их кормят. Что касается деревенских собак, они едят мышей и так далее, — сказала активист.
— Тогда у меня только один ответ: ваши бродячие собаки ничем не отличаются от тех же крыс! Они живут на свалках, распространяют болезни, нарушают экологию. Поэтому они то же самое что крысы! — подытожил Баккожаев.
Компромисс или иллюзия?
Замспикера Альберт РАУ попытался примирить стороны, сказав, что нетотальная эвтаназия — вот путь, который нам надо обсуждать. Но руководитель рабочей группы по этому законопроекту Жанбыршин не оставил сомнений в своей позиции.
— В этой ситуации возникла дилемма: нам беречь жизнь детей или же о собаках заботиться? Как одного из инициаторов, для меня главной ценностью является жизнь человека. Храните себя и своих близких от бездомных и бродячих животных, — закончил круглый стол Жанбыршин, сказав о готовности рассмотреть новые предложения в рабочих группах.