Хлопоты «варварских королевств» постсоветского типа

Автор -

    Война России и Украины сильно смахивает на «разборки» варварских королевств в пространстве погибшей Советской империи. Отсюда шокирующий упадок организационного, политического, технологического, идеологического, образовательного, социального и военного ресурса противоборствующих сторон. Если что-то передовое встречается, то это либо эхо разработок советской эпохи, либо прямые поставки из современных индустриальных центров мира. Ну, и еще принципиальным компонентом происходящего пока остаются люди, «сделанные» в СССР, говорится в статье на check-point.kz.

    Историк Андрей Фурсов концом античности считает не 476 год — дата смещения императора Ромула Августула — а середину VI века, когда перестали работать римские акведуки, то есть рухнула техносфера Западной Римской империи. Разумеется, фрагментарно техническое наследие ушедшей эпохи сохранилось. В Иллирии римскими прессами для отжима масла и винограда пользовались до XIV века, а в Испании древнеримская плотина спасла город Альмонсиад-де-ла-Куба во время наводнения в 2024 году. Но как система все закончилось в середине VI века.

    Без материального и духовного наследия советского периода Москва не смогла бы выдержать столкновения с коллективным Западом в 2022–24 гг. Несмотря на тысячи погибших заводов и фабрик на бывшей территории РСФСР, где производилась сложная продукция с высокой добавленной стоимостью, какие-то предприятия дожили до войны в Восточной Европе и сегодня загружены заказами. Даже запредельная — 21% — ключевая ставка Центрбанка от Эльвиры Набиуллиной еще не добила промышленное производство в Российской Федерации. На территории бывшей УССР в базовых элементах ситуация зеркальная.

    Директор Череповецкого литейно-механического завода (ЧЛМЗ) Владимир Боглаев в своих публичных выступлениях детально объясняет, как наличие в стране производств сложных переделов с высокой добавленной стоимостью в автоматической сцепке повышает качество государственного управления, образования, науки и других компонентов, отвечающих за развитие и прогресс общества и государства.

    В обратном направлении модель работает аналогично. Когда экономика становится сырьевой и по факту деиндустриализированной, а все делается в интересах компрадорской буржуазии (за рубеж поставляет природные ресурсы и низкие переделы сырья, а на внутреннем рынке продает импортную готовую продукцию), то деградируют все сферы общественной жизни и все государственные институты. Включая армию, которая не может повторить общеизвестные наработки Великой Отечественной войны и сваливается в позиционную мясорубку Первой мировой.

    Военное дело деградирует вместе с падением промышленного и технологического потенциала, расцветом коррупции и некомпетентности во всех звеньях государственного управления. «Варварские королевства» постсоветского типа были превращены в сырьевые колонии, потому что для этого были созданы соответствующие условия. Многолетняя целенаправленная системная подрывная работа всегда дает результат.

    Своеобразным спасательным кругом выступают сохранившиеся элементы не полностью исчезнувшей советской цивилизации в виде производственной и инфраструктурной базы. Энергетика, например. А еще заводы, способные выполнять военные заказы. Люди, которые в свое время были октябрятами, пионерами и комсомольцами, ходили в советскую общеобразовательную школу, а в «суровые двадцатые» все еще сохранили трудовые навыки и компетенции в сложных процессах и производствах с высокой добавленной стоимостью.

    Помимо материальных и людских активов, пусть и хищнически подорванных криминальной приватизацией, «упрощением» экономики и деградацией социальной сферы при разгуле первоначального накопления капитала, Советский Союз оставил своим недалеким наследникам фактор исторических прецедентов. Это Великая Октябрьская социалистическая революция (продолжающая пугать нуворишей и вороватую бюрократию всех видов), индустриализация, культурная революция, коллективизация (при всех ее жестких перегибах), победа в Великой Отечественной войне, целина, БАМ, освоение космоса.

    В случае с Россией, например, люди, которые начинают утро с молитвы «Доллар насущный дай нам днесь», оказались фатально бесполезными в ситуации смертельно опасного вызова со стороны коллективного Запада. Теперь срочно нужны те, кто читал и усвоил «Как закалялась сталь», «Живые и мертвые», «Они сражались за Родину». Из-за этого в зоне СВО мало людей младше сорока лет. Их воспитывали не творцами, а квалифицированными потребителями. У квалифицированных потребителей товар под названием «Война за Родину» спросом не пользуется.

    Казахстан, будучи одним из «варварских королевств» на постсоветском пространстве, очень резко попал в новую для себя геополитическую среду. Как Киев не может предложить мобилизуемым никакой иной мотивации, кроме угрозы насилия, а Кремль способен дать контрактникам только деньги, поскольку не умеет работать с другими ценностями, так и Акорда пока на все происходящее реагирует лишь в режиме пугливой многовекторности.

    В Казахстане по официальным данным вроде как 22 тысячи ученых (в Казахской ССР на 1990 год их было 50,6 тысячи). По доле расходов на НИОКР в ВВП республика даже Российской Федерации уступает в шесть раз. По данному косвенному показателю уже можно составить представление о состоянии промышленной и производственной базы в стране.

    Эксперт по энергетике Олжас Байдильдинов постоянно сетует на то, что в «нулевые» годы, когда Республика Казахстан не испытывала недостатка в нефтедолларх, не была проведена модернизация энергетики. То есть вместо централизованных энергетических систем советского типа нужно было осуществить создание децентрализованных энергосистем под новые хозяйственные реалии. Ну а сегодня советская энергетика умирает безо всякой войны, как когда-то акведуки в Западной Римской империи, денег в бюджете нет не то, что на модернизацию, а хотя бы на поддержание объектов в рабочем состоянии. Зима тем временем наступила.

    Последней надеждой сносно перезимовать стали люди, «сделанные» в СССР и на его производственно-образовательном эхе. Если они приложат свои знания и компетенции к обеспечению населения теплом и электричеством, а власти создадут для этого рабочие условия, то сможем перезимовать. Знания — они ведь тоже теряются, когда для их сохранения нет подобающей среды.

    Советский Союз умер в тот момент, когда перестал справляться со стоявшими перед ним вызовами. Постсоветские «варварские королевства» с одной стороны могут извлечь уроки из своего прошлого и воспользоваться багажом накопленных ошибок конструктивно, а с другой — повторить опыт умирания на своем уровне.

    Даже если в уравнении поменять СССР на Золотую Орду, как предлагают местные уполномоченные идеологи, то суть проблемы не меняется. Либо адекватная реакция на стоящие перед государством вызовы – либо повторение негативного опыта исчезнувших гигантов. Первый принципиальный шаг: возрождение хоть каких-нибудь производств с добавленной стоимостью.

    Поделитесь новостью