Ветеран труда Иван Стоян: Мне не безразлично, что происходит в моем городе и стране

Автор -
840

    Наш герой родился в Сузакском районе Джалал-Абадской области. Иван Иванович считает, что незаслуженно забыты люди, которые строили Кыргызстан, вложили немалого труда для его процветания.

    Он рассказал много интересного об истории строящейся альтернативной дороги «Север-Юг».

    История альтернативной дороги «Север-Юг» началась не сегодня…

    Я уроженец Сузакского района Джалал-Абадской области, окончил сельхозтехникум, позже сельхозинститут по специальности инженер-механик. По второму диплому о высшем образовании имею специальность бухгалтера. Всю жизнь проработал в отраслях народного хозяйства, в основном — в автомобильно-транспортном строительстве.

    Как гражданину Кыргызстана, мне не безразлично, что происходит в моей стране, я внимательно слежу за прессой. К сожалению, в последние годы в обществе, в средствах массовой информации Кыргызстана практически перестали говорить о славных страницах нашей истории, за бортом внимания общественности остались люди, которые строили страну, день и ночь работали на благо народа Кыргызстана и внесли свой выдающийся вклад в процветания нашей Родины.

    Для республики, например, немало сделал и достойный сын своего народа Султан Ибраимович Ибраимов в бытность первым секретарем Ошскома обкома КПСС. Одним из таких показателей его заслуг, в частности, является строительство дороги, соединяющей север и юг Кыргызстана, которую мы сегодня называем альтернативной.

    О ней сейчас говорят много, но почему-то не вспоминают про тех, кто стоял у истоков этого благородного и великого дела. А ведь эта дорога имеет свою давнюю историю, которая уходит корнями к началу XIX века. Первую дорогу, соединяющую север и юг современного Кыргызстана, открыли еще во времена Кокандского ханства.

    Изначальная тропа дороги была пробита еще Н.М. Пржевальским. По этой дороге из Нарынской области в Андижан гоняли скот, где в то время существовал крупнейший в Средней Азии скотный рынок. Местное население, значит, гоняло туда свой скот, а их караваны охраняли казаки, как ни странно. Это ярко и подробно описывается в истории Семиречья.

    Почему, кстати, называется местность Казарман? Потому что именно на этих местах стояли казармы казачьих войск Семиречья, охранявших эту дорогу. Название поселка произошло именно от слова «казарма».

    Позже в конце 60-х, начале 70-годов XX века использование данной дороги возобновилось для того, чтобы с Ферганской долины возить овощи и фрукты в Нарынскую область, а оттуда продукцию животноводства в хлопкосеющие районы юга Кыргызстана. Для этого колхозным способом начали делать (бульдозерами) первые пробные шаги по реконструкцию дороги. Работа эта началась под активным руководством тогдашнего первого секретаря Ошского обкома партии Султана Ибраимова, который прекрасно понимал, насколько важна эта дорога в первую очередь для развития экономики двух соседствующих районов — Сузака и Тогуз-Торо и, конечно же, для всей республики.

    Первое открытие дороги состоялось в 1974 году

    Чтобы не быть голословным, я приведу вам конкретный пример. В моем архиве сохранился очень ценный документ, датированный 1974 годом. Это текст выступления первого секретаря Сузакского райкома КПСС А.Ф. Кондратенко по случаю открытия дороги через перевал Урум-Баш.

    «Притворилась вековая мечта населения двух братских районов, — говорится в документе. — Построена и вступает в работу дорога, о которой мечтали жители гор и долин. О ней мечтали еще с царских времен, её строили 17 тыс. человек в предвоенные годы. Но достроить её не удалось, помешала война. Большую инициативу в этом деле проявил старейший председатель колхоза «Эркин» тов. Атабеков Сайпидин, участник войны, панфиловец, прошедший путь от Москвы до Берлина».

    Дорога использовалась в основном в летнее время. Полуприцепы или большие грузовые машины не могли ходить по ней. А «КамАЗы», допустим, без прицепа, или легкие грузовики могли проходить. По сей день, по-моему, стоит на Тогуз-Торонском перевале памятник в честь строителей дороги — орел, сделанный из камня, величиной около двух метров. Он установлен прямо на перевале, между Ферганской и Нарынской долинами.

    В общем, в строительство дороги был вложен колоссальный труд людей, работа в основном велась методом ашара. Колхозы и совхозы вкладывали средства, направляли свою технику, специалистов и т.д. Проектные институты делали дорогу восточным и южным склонами, чтобы как можно больше солнечных лучей попадало на поверхность дороги, чтобы не было обледенения в зимнее время.

    Дорога имела стратегическое значение. Руководство республики хорошо понимало: стоит сойти на дороге Ош — Бишкек лавине, и всякое движение встанет. А альтернативная дорога может функционировать спокойно, потому что погодные условия здесь намного мягче, чем через перевар Тоо-Ашуу. Она, во-первых, проходит намного ниже и значительно ближе к холодным нарынским районам. И с её вводом в районах Нарынской области станет больше овощей и фруктов. Это экономические выгоды!

    С другой стороны, если по каким-то вопросам нужно было попасть в Нарын, то мы вынуждены были делать круг почти в 1000 км. А по этой дороге будет всего 300 км! Видите, насколько трасса будет экономически выгодна, в первую очередь, для населения.

    Кыргызские строители были лучшими во всем Советском Союзе!

    Под непосредственным руководством Сыдыкбека Аблесова, экс-министра транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики я проработал девять лет. Нам пришлось восстанавливать после сильного землетрясения Армению и наш Тоолук в Токтогульском районе. В ту пору я был главным инженером автотреста Госстроя Киргизской ССР. Кстати, Армению тогда восстанавливали всем миром — в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Спитаке, Ленинакане принимали участие представители практически всех союзных республик. И самые лучшие показатели в строительстве по вводу жилья, других объектов инфраструктуры были у Киргизской ССР. Многие были удостоены государственных наград. В Армении, точнее, в городе Иджеване, где мы вели восстановительные работы в течение трех лет, есть даже улицы, названные в честь киргизских строителей.

    Когда мы приезжали в Москву с отчетами или по каким-то другим потребностям, ходили с гордо поднятой головой по Госплану. Потому что промышленное, гражданское строительство в Киргизской ССР были в числе самых передовых во всем Советском Союзе. Центральная площадь в нашей столице была построена руками наших же строителей, люди самоотверженно работали день и ночь в буквальном смысле этого слова. Помню, домой мы приходили только в девятом и десятом часу.

    Я как житель Кыргызстана и как гражданин страны, должен отметить, что если в советское время строительство велось строгим соблюдением всех норм, то сейчас здания строятся, как попало, прилегающих территорий практически нет, и никто за этим не смотрит. Строят, где попало и как попало. Нет единого архитектурного стиля. И это, похоже, никого не волнует. Меня, например, удивляет: ладно у города есть мэр, но где другие руководители, акимы районов, депутаты, в конце концов. Чем они заняты вообще? Они же сидят на шее налогоплательщиков и получают зарплату за счет народа? Если ониработают, то извините, почему у нашей столицы такой плачевный вид? Вы посмотрите на столицы других наших соседей, и как выглядит на их фоне наш Бишкек? Мне как горожанину, обидно и больно смотреть на нашу столицу. И никто из нас не понимает, почему городским властям не удается наводить хотя бы элементарный порядок в городе. Для города ничего не сделано. Мэрия налоги собирает, но не ничего не делает, чтобы облагородить столицу. Кругом грязь, бардак и антисанитария. А каким был наш город в советское время? Одним из лучших городов в Советском Союзе!

    Судьба города, похоже, никого не волнует…

    Кстати, у нас вроде бы функционируют местные органы самоуправления в городе. Именно они должны следить за городом, но работают они из рук вон плохо. Именно они должны бить тревогу по каждому незаконному факту того же строительства, например.

    Нужно подключить к этому делу СМИ, которые по долгу своей службы должны быть на страже интересов народа и горожан. Пусть журналисты заходят в каждый двор и интересуются, как живут горожане, что их беспокоит? Но ведь ничего в этом направлении не делается! К примеру, единственная городская газета «Вечерний Бишкек» в 70 годы была образована для того, чтобы освещать жизнь города, отстаивать интересы горожан. А она ныне политизирована и на её страницах город практически отсутствует. Да и областные центры наши тоже не вызывают восхищения, считая и такие малые города, как Кызыл-Кия, Кок-Янгак, Майли-Сай, Кара-Куль, Сулюкта, которые в советское время в буквальном смысле процветали. Это были города-эталоны! Теперь в них царят разруха и нищета.

    Я считаю, что если руку приложить, то можно и их поднять. Те исторические люди, которые строили город, страну, не преследовали свои интересы, а смотрели на перспективу страны. А нынешние молодые люди, отвечающие за город и страну, забыли об этом и беспорядочно строят в городе (или позволяют строить другим) банки, заправки, рестораны и другие коммерческие здания. И никого не волнует, как при этом эти строения вписываются в архитектурный облик столицы.

    Записал Бахтияр Шаматов

    Поделиться