Будущее Центральной Азии: сценарии развития (взгляд из Казахстана)

У государств Центральной Азии есть географическая и культурная близость, развивается торговля. Но большинство политологов не ожидают в ближайшее время глубокой интеграции в регионе, пишет Total.kz.

О динамике и стагнации в отношениях стран Центральной Азии говорили казахстанские эксперты на заседании дискуссионного клуба «Мир Евразии».

Фундаментальный фактор Центральной Азии как полноценного региона присутствует, считает политолог, директор Центра китайских исследований CHINA CENTER Адиль Каукенов.

«Но есть и индивидуализм национальных элит, которые не готовы делегировать властные полномочия. Недоверие между странами Центральной Азии еще остается, и оно порой сметает выгодные экономические предпосылки», — констатирует он.

Кыргызстан, например, все еще опасается Узбекистана. А в прошлом году Бишкек перед недавними выборами президента страны чуть было не «назначил» Казахстан виновником всех своих бед. К тому же отсутствие общей центральноазиатской идеологии часто сводит на нет усилия по кооперации.

«А они должны быть простыми: упрощение перемещения между границами граждан, товаров и услуг, создание условий для развития совместного бизнеса, выработка совместной координационной политики в отношениях с внешними игроками: США, Россией, Европейским союзом и Китаем», — считает политолог.

Профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев добавил, что и относительно географического фактора все не так просто.

Например, очевидно, что страны региона относятся к бассейну Аральского моря. Но тут сразу же возникает несколько аспектов. Первый: существует ли сейчас этот бассейн или нужно говорить отдельно о бассейнах рек Сырдарьи и Амударьи? Второй: значительная часть Казахстана не относится к этому бассейну. Третий, самый главный. Частью этого бассейна является Афганистан.

«Таким образом, я не стал бы мифологизировать некие «объективные» факторы. Говоря о Центральной Азии, мы имеем дело с политическим конструктом. И непонимание этого приводит к принятию ошибочных идеологических, политических решений», — заявляет эксперт.

Экономики с разных планет?

Президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров обратил внимание на разные уровни экономик стран региона.

«Я не представляю, каким образом относительно грантовая экономика Кыргызстана будет сочетаться с казахстанской рыночной экономикой. Все еще остаются сложности в экономических отношениях с Узбекистаном, где недостаточно требуемых для сотрудничества специалистов. Это проблема для наших крупных бизнесменов», — говорит он, указывая на недостаток открытой информации.

«В Казахстане не все понимают, как работает у них экономика и кому будет лучше от планируемого товарооборота с Узбекистаном в размере 5 млрд долларов, — задается вопросом эксперт. — Может повториться ситуация, как у Казахстана в прошлом году с Кыргызстаном, потому что наши соседи завозят очень много, импорт у них колоссальный. То есть у стран экономические алгоритмы существенно отличаются».

Шавкат Сабиров считает, что в Центральной Азии если и будет какое-то объединение, то только в рамках политических, дружественных визитов, экспертных организаций.

«Но с точки зрения близости экономик, мы находимся как будто на разных планетах», — считает он.

Чего ждать от Узбекистана?

Опыт Узбекистана показал нам в очередной раз, что политическая система государства с восточной организацией общества, как и любая другая система, стремится к устойчивости, говорит Евгений Пастухов, заместитель главного редактора журнала «Центр Азии».

«Кто бы ни пришел к власти после Ислама Каримова, в Узбекистане будет все примерно то же самое. Говорить о том, что мы в 2050 году неожиданно будем соседствовать с, условно говоря, кыргызской Швейцарией, узбекской Германией или таджикской Францией — невозможно», — считает он.

По мнению эксперта, кардинальной трансформации общественно-политических и социально-экономических систем в Центральной Азии не будет.

«Однако на первый план выходит внешнеполитический фактор. И здесь очень важно четко понимать, кем мы являемся: геополитической периферией или находимся на острие геополитических процессов?» — говорит Евгений Пастухов.

Внешнеполитический фактор также окажет влияние на попытки кооперации.

«Есть два варианта — либо дружить против кого-то, как в Африке, либо развивать экономическое, политическое и иное сотрудничество друг с другом, как Европейский союз, который фактически начинался, как известно, с Европейского объединения угля и стали», — сравнивает эксперт.

Политолог, главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замир Каражанов, отмечает, что нужно снова создавать единые хозяйственные связи между республиками, общий рынок сбыта.

«Потенциал есть — это дешевая рабочая сила, собственная сырьевая база и даже энергетика, но нет политики, ориентированной на реального товаропроизводителя. На мой взгляд, это обуславливает плохую интеграцию экономик стран региона», — говорит он.

Другая проблема, из-за которой товарооборот внутри Центральной Азии низкий, это уровень ВВП стран региона.

«Если говорить о сценариях развития процессов в Центральной Азии, то мы фактически говорим о двух: центростремительном и центробежном. Пока мы наблюдали разобщенность в регионе. И, скорее всего, сохранение статуса-кво закрепит такое положение дел», — предполагает Замир Каражанов.

Многое зависит от элит

Чтобы сломить тенденцию, надо менять сложившуюся в регионе практику. Возникают вопросы касательно того, готовы ли страны и их лидеры к переменам?

«Мне кажется, что смена власти, случившаяся в свое время в Туркменистане, лучше продемонстрировала ситуацию, нежели смена руководства в Узбекистане. В Ашхабаде тоже питали интерес к сотрудничеству с соседями. Только такие настроения продлились недолго. Не повторится ли также ситуация с Узбекистаном?» — сомневается Замир Каражанов.

Действительно, экономические реформы в Узбекистане представляют интерес для Центральной Азии. Власти стали даже обращать внимание на использование административного ресурса при уборке хлопка и затеяли реформы в агросекторе.

Все это, несомненно, огромный шаг вперед. Но насколько хватит ресурса перемен и как далеко зайдут власти в своем желании либерализовать экономику? Ответы на эти вопросы зависят от их готовности реформировать имеющиеся политические институты.

«Мы уже сейчас регулярно слышим критику президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в адрес правоохранительных структур, местных органов власти и т.д. Почему это важно? Элита стран Центральной Азии, как показало время, больше занята решением ситуативных вопросов и не думает о долгосрочных интересах. При этом в большом регионе не появилось яркого реформатора, что указывает на проблемы механизма формирования элит. Поэтому изменения политических институтов имеют большое значение», — считает Замир Каражанов.

Возможны и другие сценарии

Есть еще несколько сценариев развития ситуации в Центральной Азии. Это, прежде всего, фактор растущего Китая. Власти КНР анонсировали политику «Один пояс, один путь», что само по себе является знаковым событием.

«В этом случае регион рассчитывает на инвестиции Китая, углубление сотрудничества с ним, усиление транзитного потенциала Центральной Азии. В общем и целом движение по реализации данного проекта уже наблюдается в регионе. Но усиление Китая несет в себе опасности, связанные с протекающими в этой стране процессами», — отмечает Замир Каражанов.

К примеру, последние события показали, что экономика КНР несовершенна и уязвима перед мировым кризисом, к тому же у Китая есть торговые споры с США.

Другим государством, которое претендует на статус политического и экономического полюса в Центральной Азии, выступает Россия. Однако она сегодня находится под давлением внешних санкций, которые могут стать сдерживающим фактором в деле сотрудничества со странами Центральной Азии.

Есть еще один сценарий развития событий для региона — это проект с условным названием «от Владивостока до Лиссабона». Его еще часто называют «Большой Евразией». В отличие от предыдущих вариантов, он не включает в себя «полюсов влияния» (Китай, Россию, Турцию или Европейский союз), он не однополярный и не моновекторный. Условием для его реализации выступает заинтересованность евразийских стран и равноправное сотрудничество.

«И самое интересное то, что центральноазиатским странам ничего не надо будет предпринимать, так как все сделают за них другие страны. Не это ли качество было отличающим фактором развития нашего региона?» — резюмирует Замир Каражанов.

Поделиться