В годы становления советской власти пролетариат разрушил школы старой системы и духовно-нравственную опору в виде религии. Вместо церквей и мечетей строились новые школы и дома культуры, ведь только таким образом можно было изменить ментальность людей, заставить их верить в коммунистическую идеологию и воспитать «советского человека» новой формации.
За 20 лет демократического строя в Кыргызстане не было предпринято достаточных усилий для изменения системы образования, которая до сих пор остается подчиненной старой идеологии. В первую очередь, следует фундаментально трансформировать школьное образование, меньше всего претерпевшее изменения с советских времен. Без этого невозможно говорить о развитии человеческого капитала и воспитании молодых людей, мыслящих в рыночных категориях.
Образование необходимо для того, чтобы дети с раннего возраста узнавали законы рынка и получали знания, прежде всего — для себя самих, чтобы в будущем быть конкурентоспособными на глобальном рынке труда.
В школьном образовании царит застой
Я считаю, что основная причина стагнации на рынке школьного образования – отсутствие конкуренции в виде частных школ. К сожалению, сегодня так и не созданы необходимые условия, при которых могут активно поступать частные инвестиции. Мы должны избавиться от стереотипа, что образование – это социальная сфера; на самом деле, оно – часть экономики. В развитых экономических странах именно учебные заведения являются очагами возникновения экономических кластеров, так как вокруг них развиваются и наука, и бизнес, и производство. Все вместе они формируют единую рыночную инфраструктуру.
Мало кто знает, насколько рынок частного школьного образования закрыт для доступа. В этом году министр образования Канат Садыков предпринял некоторые меры по упрощению регистрации частных школ, но этого явно недостаточно. Например, было отменено очень неразумное требование, согласно которому школа должна иметь собственное здание. Однако система лицензирования и получения разрешений остается очень сложной.
Чем больше частных школ, тем лучше будут государственные
Не стоит бояться, что развитие конкуренции в виде частных школ навредит государственной образовательной системе. Наоборот. Во-первых, отток детей к частные школы приведет к улучшению качества обучения тех учеников, кто останется в обычных. Приведу пример: допустим, если из 100 детей 10 отдадут в частные школы, то на остальных 90 учеников будет распределено больше средств со стороны государства и внимания со стороны учителей. Во-вторых, мировая практика показывает, что частные школы предпочитают финансировать бесплатное обучение талантливых детей из малообеспеченных семей. Таким образом, они не только получают выгоду для себя, но и дают шанс способных ученикам получить лучшее образование.
В детей нужно инвестировать
Сейчас первоочередная задача — превратить школьное образование в инвестиционно привлекательную среду для родителей и всех заинтересованных лиц, желающих вкладывать свои деньги и получать дивиденды. Тогда не нужно будет смотреть на жалкий тощий кошелек государства, тогда учителя будут получать достойную заработную плату.
Многие родители ошибаются, откладывая средства на покупку автомобиля, дома и других материальных ценностей. Когда дети подрастут, неизвестно, насколько ценны будут эти активы и как они распорядятся ими. Как родитель, я считаю, нужным заботиться об интеллектуальном капитале своих детей. В детей нужно инвестировать, а это значит, вкладывать в ту школу, где они учатся, привлекать сильных преподавателей, обеспечивать им достойную заработную плату.