В последнее время складывается тенденция к установке памятников различным родовым героям. Особенно опасно то, что государство поддерживает такие инициативы, тем самым поощряя расцвет межродовой конкуренции.
Приведу пару недавних примеров. В июле в Оше воздвигли памятник Тилеке-батыру, в торжестве участвовал вице-премьер-министр Ибрагим Жунусов. В том же месяце на берегу озера Сон-Куль прошли юбилейные торжества в честь 145-летия со дня рождения мыслителя Куйручука, почетным гостем которых была президент Роза Отунбаева.
Участие первых лиц государства стимулирует конкуренцию между родами, которая итак обострена. Точно так же завтра может собраться род басызов или бугу, зарезать 200 лошадей, объявить своего героя, боровшегося с несправедливостью, и установить ему памятник, а высокопоставленные чиновники будет поддерживать их, чтобы заработать политические очки. Чтобы не отставать от них, другие роды последуют их примеру. Получится «гонка вооружений».
Основной аргумент, который приводят сторонники этой зарождающейся традиции, якобы возвращение к истокам и дань предкам. Я не против истории, но давайте рассказывать о ней в учебниках, подтверждая документальными источниками и научными фактами. Пока же многие родовые батыры существуют на уровне легенд.
Не бывает вечных героев: вчера – Ленин, сегодня – Манас
Вообще я противник установки памятников, поскольку, как показывает опыт, они недолговечны. В свое время памятник «Эркиндик» был утвержден в такие же кратчайшие сроки, как и новый монумент «Манасу». История повторяется. Должен был быть объявлен открытый конкурс, который освещался бы в СМИ, и общественность могла бы голосовать за эскизы. Это общенациональный символ на главной площади столицы, и именно горожанам «жить» с ним.
Правительство объявило сбор средств с населения на установку памятников, о которых у этого населения даже не спросили: нужен ли он вообще, нравится ли он? Как житель Бишкека, я бы не стал вкладывать свои деньги в эту инициативу, потому что неизвестно, как быстро изменится настроение наших чиновников. Не бывает вечных героев, они временны и зависят от желания власть имущих: вчера был Владимир Ленин, сегодня – Манас Великодушный.
Идеология заключается не в каменных монументах
«Манасизация» Кыргызстана проводится с целью внедрить единую идеологию. Но ведь количество памятников не влияет на уровень духовности народа. Экс-президент Аскар Акаев пытался ввести идеологию Манаса, которая свелась к заучиванию школьниками семи заповедей и празднованию 1000-летия батыра.
Национальная идеология должна базироваться на двух началах: материальном и духовном. Материальная база подразумевает измеримые параметры, например – «Кыргызстан один из лидеров по макроэкономическим показателям в Центральной Азии и СНГ», «Кыргызстан – крупнейший экспортер воды». Духовная база: «Единая нация — единый народ», «Вместе к процветанию».
По пирамиде Маслоу, голодному человеку плевать на духовность. Для начала нужно обеспечить материальные потребности народа и верховенство закона, чтобы исключить предпосылки к люмпенизации, и лишь потом задумываться об общенациональной идеологии.
Мы уже видели, к чему приводит ситуация, когда первые лица опираются на кланы: усиливается напряжение, приводящие к тяжелым последствиям. Особенно открыто клановая конкуренция была навязана «сверху» в начале 90-х годов. Для поступательного и системного развития нам надо переходить на соперничество политических, экономических, социальных и других программ, не делая разменной монетой «Юг-Север», религию, клановую конкуренцию, национальных и региональных батыров.