Ситуация вокруг ОАО «Залкар банк» находится в подвешенном состоянии. Каждое мнение насчет того, стоит ли его продавать или лучше оставить в государственной собственности, заслуживает внимания. Сразу дать однозначный ответ крайне сложно.
«Залкар банк» может стать еще одним государственным банком
Что будет, если банк остается в собственности государства? С одной стороны, он достаточно развит, имеет разветвленную филиальную сеть, в целом сбалансированную структуру доходов, статус «крупного налогоплательщика» в стране, по многим финансовым и иным позициям в местном банковском секторе занимает передовые места, и, таким образом, может осуществлять определенные цели развития, поставленные властями. Речь, к примеру, может идти о кредитовании регионов или о реализации какой-либо государственной финансовой программы (ипотека, лизинг и другое), или об иных функциях, в том числе социального характера. Помимо этого, как стандартный банковский институт коммерческого характера, банк может адекватно зарабатывать и приносить дивиденды в государственный бюджет.
С другой стороны, могут возникнуть или даже усугубиться риски судебного характера. В том числе относительно возникновения «Залкар банка» как юридического лица, правомерности тех или иных ранее принятых решений соответствующими государственными органами. Спрогнозировать такие риски очень сложно, и в дальнейшем это может стать «головной болью» для госбюджета и государства в лице Национального банка.
Банк лучше продать частному собственнику, но необязательно в кратчайшие сроки
Я лично склоняюсь к мнению, что банк лучше продать эффективному частному собственнику. Аргументом в пользу такого сценария служит тот факт, что на данный момент государство уже владеет двумя банками. Это «РСК Банк» и «Айыл Банк». Именно поэтому государство может прекрасно реализовывать свои программы и специфичные проекты через эти два учреждения, филиальная сеть которых ничуть не уступает «Залкар банку». Нагромождение банков и увеличение присутствия государства на банковском рынке может негативно отразиться на уровне конкуренции, создав определенные диспропорции в банковском секторе. Этого необходимо избегать.
Продажа же банка поможет решить отдельные вопросы, накопившиеся к настоящему моменту: развитие естественной конкуренции в банковской среде, решение проблем кредиторов, защита интересов вкладчиков и другие.
Необязательно продавать «Залкар банк» в кратчайшие сроки: логичным продолжением идеи «золотой курицы» может стать дальнейшее развитие и укрепление позиций банка пока в рамках собственности государства, усиление его капитализации, и, соответственно, увеличение его стоимости, и уже потом – реализация частному собственнику.
Почему на протяжении почти 4 месяцев не поступило ни одной заявки на приобретение банка? На мой взгляд, причина сопряжена с теми судебными рисками, о которых я упоминал ранее. Сам банк, как финансово-кредитное учреждение, очень даже неплох: клиентская база, филиальная разветвленность, банковские продукты, система обслуживания клиентов, прекрасно обученный персонал, «почищенный» после «АзияУниверсалБанка» баланс – далеко не полный перечень его достоинств. Тем не менее, судебные риски и отсутствие прецедентов в истории банковской системы Кыргызстана настораживают инвесторов и вынуждают занимать более консервативные позиции.
Банк не будет продан за бесценок
Начальная цена банка была 1,08 миллиардов сомов. На мой взгляд, чисто с финансовых (стоимостных) позиций банк стоит этих денег. Вместе с тем нельзя забывать об иных рыночных факторах при купле-продаже такого рода активов: это и структура обязательств, и качество балансовых активов, и наличие или отсутствие так называемых нематериальных активов, включая, к примеру, абсолютную новизну и пока еще не распространенную узнаваемость новой торговой марки банка. Помимо этого, не стоит упускать из виду и негативную историю «АзияУниверсалБанка», на базе которого и был создан «Залкар банк», что опять-таки влияет на цену акций.
Цена банка уже снижена на 35 % и не исключается, что будет снижаться и далее. Некоторые эксперты считают, что банк будет, в конце концов, продан за бесценок. Я не согласен с этим. Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА) совместно с Нацбанком и правительством будут прорабатывать различные стратегии в зависимости от развития событий. Это могут быть переговоры с инвесторами напрямую в рамках законодательства, возможное сохранение банка в собственности государства на неопределенный срок, либо конкретно очерченный период для укрепления банка и повышения его стоимости. На днях президент дал поручение отработать вопрос продажи банка стратегическому инвестору совместно со специалистами Всемирного банка. Так что время покажет развитие дела о «Залкар банке» уже через призму международной экспертизы.