Любой специалист по религиоведению подтвердит, что ислам отличается от христианства охватом всех сфер жизни человека и отсутствием четкого разделения между религией и мирским. Исламское право регламентирует все: не только молитвенный процесс, но и международные отношения, экономику, гражданское и уголовное право и судебную систему. Ислам не заканчивается пятиразовым намазом, он продолжает действовать и за пределами мечети. То есть мусульманин должен не только молиться и держать орозо, но и в повседневной жизни подчиняться законам шариата: например — нельзя обманывать клиентов, покупать алкоголь, давать деньги под проценты и так далее.
Ислам всеобъемлющ, и есть все предпосылки для того, что в будущем он может стать основой для государственного строя и даже национальной идеологии. Но говоря об этом, я имею в виду не арабский, пакистанский или турецкий ислам, а универсальные мусульманские ценности, прописанные в Коране и шариате, с учетом наших кыргызских традиций и культуры. Такие духовные инструменты могли бы укрепить общество.
Истинно исламское образование включает в себя и светские предметы
Из всего вышесказанного вытекает и концепция исламского образования. Чтобы его поднять на должный уровень необходимо вводить светские предметы в религиозных учреждениях.
Для примера: выдающийся мыслитель и врач Ибн Сина, чья книга «Канон врачебной науки» была настольной у западных докторов вплоть до 18-го века, одновременно был автором трактата по исламской акыде. Ибн Сина закончил медресе, где помимо религии изучал астрономию и алгебру. Он специализировался на шариатских науках и был хафизом Корана.
Этим я хочу сказать, что в настоящем медресе ученики должны изучать как ислам, как и светские предметы. Узкоспециализированное образование – только Коран и тафсир – противоречит пониманию ислама. Для повышения уровня образованности верующих необходимо срочно вводить в программу религиозных учебных заведений математику, иностранные языки, историю, компьютерную грамотность и другие предметы.
Двойная позиция государства
Я изучал эту проблему, общался с директорами медресе. Все они хотят, чтобы в учебную программу были включены светские предметы, чтобы работали квалифицированные преподаватели, чтобы их дипломы об образовании признавались государством, чтобы их выпускники могли найти достойную работу, чтобы у медресе были оборудованные удобные классы.
Однако согласно Конституции, Кыргызстан – светское государство, а значит, власть не имеет права вмешиваться и помогать религиозным учебным заведениям. Согласитесь, довольно двоякая позиция: с одной стороны государство борется с низкой грамотностью и экстремизмом, с другой – не хочет помогать религиозному образованию. Министерство образования и науки говорит, что не может нарушать Конституцию и вмешиваться. Зато, когда встает вопрос о хадже и можно подзаработать, государство, не стесняясь, окунает руку по локоть.
Когда встает вопрос о помощи в развитии медресе, поднимаются люди, называемые гражданскими активистами, которые во всю глотку кричат, что у нас светское государство. Извините, но верующие – такие же граждане Кыргызстана, и имеют право на достойное образование.
Соперники или партнеры?
Основная причина этой фундаментальной проблемы в трактовке понятия светскости и отсутствии понимания, какая же у нас ее модель. Когда депутаты открыли намазкану в Жогорку Кенеше, возмутилась одна часть населения. Стоило где-то закрыть медресе – запротестовала другая. Да, религия и государство отделены друг от друга, но кооперации между ними нет, так же как и нет выработанных правил игры между ними.
Госчиновникам нужно скорее определяться со своей позицией к исламу. Как на него смотреть – как на возможного идеологического соперника во власти и политике или как на партнера?
Если как на соперника, то мы придем к тому, что сейчас творится в Казахстане – к терроризму, когда часть радикально настроенного мусульманского населения будет видеть в светской власти конкурента и угрозу.
Воспитывать компетентных чиновников в сфере религии
К сожалению, основную угрозу для безопасности страны представляют именно исламские течения, существующие как данность. Я считаю, что государство, согласно взятым на себя обязательствам, должно регулировать религиозную сферу и даже осуществлять жесткий контроль над сектами и деструктивными течениями. А для этого нужны компетентные специалисты в области религии. И здесь я снова возвращаюсь к проблеме качественного образования в религиозных учебных заведениях.
Для государства нет никого опаснее неграмотных и некомпетентных чиновников во власти. В любом конфликте неблагоприятные условия для дестабилизации обстановки создаются бездействием или неверными решениями властей, а уж эти условия во всю используют себе на руку третьи силы. Проблема всегда внутри.
Поэтому я твержу, что правительству Кыргызстана нужно двигаться по пути кооперации с религией. Полная атеистическая модель у нас уже не получится, а, значит, надо учиться сосуществовать и сотрудничать.