Мы часто слышим фразу «бесплатный сыр только в мышеловке», подразумевающую, что бесплатного не бывает. Однако согласно действующей Конституции мы имеем право на бесплатное среднее образование. Чему нам верить: основному закону страны или народной поговорке? Если проанализировать этот вопрос, видно, что, на самом деле, так называемое «бесплатное» очень дорого нам обходится.
По все счетам платят граждане
К примеру, бесплатное школьное образование в Кыргызстане – худшее по данным отчета PISA, в котором Кыргызстан занял последнее место из 65 стран, где проходило исследование. Наши дети не получают современных знаний, их обучают по учебникам, написанным 30-40 лет назад. Если говорить о выпускниках государственных вузов, то большая часть дипломированной молодежи неконкурентоспособна и не востребована на местном рынке труда, не говоря уже о мировом рынке.
Тем не менее, государство не желает устранять барьеры для открытия частных школ и вузов, что могло бы повысить конкуренцию среди образовательных учреждений. Государство – монополист в системе образования, и хотя качество этого образования уже давно вызывает нарекания, «Большой брат» не собирается пускать на рынок конкурентов. В очередной раз государство демонстрирует стремление контролировать все, что можно, не задумываясь при этом, к чему приводит такой контроль.
Здравый смысл давно твердит, что бесплатного все-таки не бывает. За бесплатное кто-то должен заплатить, и этот кто-то, конечно же, не государство, которое существует за счет налогоплательщиков. Именно мы, граждане, в конечном итоге платим по всем счетам. В том числе и за «бесплатное» образование. Здесь уместно вспомнить выдающегося экономиста Фредерика Бастиа: «Все хотят жить за счет государства, забывая, что государство живет за счет всех».
Есть спрос, но нет предложения
Государство в системе общественных отношений – посредник, выдающий себя за благодетеля. Этот посредник, регулярно получая оплату, плохо выполняет свою работу. Причина такого пренебрежительного отношения к клиентам – монополия. Мы, к сожалению, не можем отказаться от низкокачественных госуслуг в пользу более качественных услуг частных компаний. Монополист не допускает появления частных образовательных заведений, поскольку разочарованные и недовольные учащиеся тут же переметнутся к ним. Из-за ограничений конкуренции внутри страны, на практике мы получаем процесс отказа от госуслуг в пользу зарубежных школ и вузов. Сотни тысяч наших граждан уезжают в более благополучные страны. Вопреки демократическим лозунгам, государственная машина так и не стала служить народу, оставшись хозяином территории, требующим все больше налогов, и ничего не давая взамен.
Огромные средства, вкладываемые в систему школьного образования, не дают и не дадут результата. Даже если мы увеличим госрасходы в несколько раз. Ни Минобразования, ни муниципальные чиновники, ни директора школ не имеют стимулов для повышения качества образования и удовлетворения запросов родителей школьников. Только частный сектор заинтересован в оперативном удовлетворении спроса, и потому работает заведомо эффективнее госсектора.
Снизьте налоги, снимите барьеры и позвольте новым частным школам открыть свои двери для учеников. Пусть родители сами решают, в какую школу отправить детей: в частную или государственную.
Качество образования в частных школах выше, чем в государственных
Здесь возникает резонный вопрос: доступны ли частные школы большинству населения? В настоящее время, действительно, недоступны, так как отсутствует здоровая конкуренция: вход на рынок образования искусственно ограничен сотнями требований Министерства. Если не будет барьеров, число частных школ начнет стремительно расти. Как следствие – неизбежное снижение стоимости образования.
Миллионы детей из малоимущих семей Китая, Индии, Ганы и Кении обучаются в частных школах. Исследования показали, что качество образования в частных школах этих стран превышает качество образования в государственных школах. Образование, по своей сути, является услугой, такой же, как услуги парикмахера или пекаря. Разве мы лицензируем их деятельность?
Зададим себе простые вопросы: в каких школах, государственных или частных:
- Предоставляется более качественное и разностороннее образование?
- Образовательные программы постоянно обновляются и дополняются?
- Обеспечивается оснащение современным оборудованием?
- Существует внимательное отношение и индивидуальный подход к школьнику?
- Обеспечивается порядок и безопасность учащихся?
- Отсутствует школьный рэкет?
Ответ очевиден. Почему, в таком случае, государство должно создавать препятствия для появления и работы частных учебных заведений?
Родители понимают необходимость качественного образования для своих детей и остро нуждаются в нем. В обществе давно сформирован высокий и стабильный спрос на образовательные услуги, но предложение искусственно ограниченно, и родителям ничего не остается, как оставлять своих детей в госшколах, либо отправлять их учиться за рубеж.
В современном мире образование является фундаментальной основой преуспевающего общества и процветания экономики. Образованные граждане – стратегический ресурс нации. В итоге мы платим государству-монополисту своим успешным будущим за то, что только называется «бесплатным».