В последнее время наше государство только и занимается тем, что распугивает инвесторов. Наглядный пример – повышение налогов в определенном секторе. Приводятся, как всегда, «бабушкины» доводы — пополнение бюджета. На самом деле это движение идет по логический цепочке: сперва запретили целую отрасль – игорный бизнес, хотя лицензии выдавались на 10 лет, потом отобрали лицензии у горнодобывающих и геологоразведочных компаний, а сейчас принялись за сектор телекоммуникаций. Это плохая практика, когда государство не выполняет взятые на себя обязательства.
Распугивание в компаниях
Кроме того работа по распугиванию продолжается в существующих компаниях. Имею ввиду аресты руководства ЗАО «Альфа Телеком» (сотовый оператор MegaCom). Это очень негативный отпечаток, нельзя держать людей в заключении на период следствия, тем самым власть показывает, что боится проиграть и работает по старым методам. Кстати, руководителям ЗАО «Альфа Телеком» инкриминируется растрата государственных средств. То есть следствие уже признало, что ЗАО «Альфа Телеком» принадлежит государству, между тем как судебный процесс по данному обьекту еще не закончился.
Хотелось бы провести парралель: к примеру, наша страна имеет наибольшую долю акций в компании «Centerra Gold Inc.», по сравнению с другими акционерами, но никто не торопится признать эту компанию государственной. До нового соглашения по «Кумтору» наша страна имела 2/3 акций в этой компании, но государство не то, что не называло ее своей, но и не знало, что там происходит: как в «Centerra Gold Inc.» назначают людей, как расходуются «наши» деньги, куда уходит прибыль и так далее.
Если вернуться к вопросу о повышении налогов для мобильных операторов, то я буду очень разочарован, если узнаю о существовании сговора между сотовыми операторами и правительством. Сговор – это когда одна сторона обязуется не повышать цены на свои услуги, а другая сторона дает равнозначные обещания, к примеру — блокировать выход на рынок новых игроков, приостановить продажу ОАО «КыргызМобайлКомпани» и «КТ Мобайл». Также, возможно, у операторов есть свои грешки, которые они хотят прикрыть, например — использование нелицензионного программного обеспечения.
Судя по законам, нам все равно
Привлечение инвестиций стало главной задачей всего государства: как президента, так и членов правительства. При встречах на разных уровнях они неустанно зазывают инвесторов в нашу страну. Но давайте задумаемся об инвестициях как о продукте продвижения: если мы хотим это продвигать, мы должны уметь это делать. Судя по результатам, то есть по количеству привлеченных инвестиций, видно, что мы это делаем неэффективно. Забудем ненадолго о коррупции, как о главном стопоре притока инвестиций, и задумаемся, а что вообще мы предлагаем инвесторам? Кто они, эти инвесторы?
Инвесторы – как девушки, их надо обхаживать и стараться им понравиться, так как в итоге финансовые риски ложатся на них. Еще инвесторы бывают маленькие и большие, внешние и внутренние. Мы, в основном, будем говорить об иностранных инвесторах любого размера. Наше законодательство сегментирует инвесторов, но только на бумаге, а на деле инвестор, вложивший 1 доллар, ничем не отличается от инвестора, который вложил 1 миллион. Также, согласно законодательству, мы не помогаем инвестору в получении разрешений на работу, в покупке недвижимости, а если инвестор хочет вывезти прибыль, то он должен заплатить налог.
Мы не различаем, куда вкладывает инвестор, в туризм ли, в горнодобывающую отрасль или наукоемкий бизнес. Судя по законам, нам все равно. А инвестору не все равно. Такая вот у нас картина маслом: все госмужи, как заведенные, зазывают инвесторов, а те, изучив законы и поговорив с существующими инвесторами, приходить в Кыргызстан не хотят. То, что пишут в СМИ о каких-то проектах, не более чем миф. Об информировании я совсем молчу, на сайтах ведомств нашей страны очень сухая информация об инвестициях. Не будем забывать, что инвестор, решивший вкладывать в страну, сперва изучит информацию в Интернете. Мы уже там проигрываем.
Давайте посмотрим, как привлекают инвестиции в других странах, таких как Китай, Грузия, европейские страны: к примеру, если вы у них строите здание, то вся инфрастуктура подводится за счет государства или мэрии. Иными словами, вам бесплатно подведут воду, канализацию, электричество. У нас же нужно оббежать ряд инстанций, отдельно договориться о проведении отопления, отдельно о проведении газа и так далее. Возможно, придется за свой счет строить электрические подстанции. А про взятки я вообще молчу. Так вот, инвестор ведь все это считает, и куда он вложит свой капитал? В Кыргызстан или те страны, где инвесторов носят на руках?..