Хадж является одним из пяти столпов ислама и входит в понятие обрядового поклонения. Исходя из сегодняшних реалий, так сложилось, что с хаджем уже долгое время связана коррупция. Проводя параллели: если, например, в Кыргызстане для светской власти важным вопросом остается договорная база по Центру транзитных перевозок «Манас», то в религиозной сфере одним из камней преткновения всегда будет оставаться проведение хаджа. Нужно также понимать, что вопросы хаджа входят в разряд государственной политики в отношении религии.
Согласно Конституции Кыргызстана государство не имеет права вмешиваться в работу религиозных организаций с оговоркой, что их деятельность не угрожает безопасности страны. И вот здесь возникает проблема: определить, в каких случаях государство, в лице Государственного агентства по делам религий, имеет право вмешательства в дела хаджа, и насколько само Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК) может управлять проведением хаджа без участия государственных органов. Границы этих вопросов очень размыты, потому что каждая из сторон будет продолжать в фоновом режиме обвинять друг друга в недостатках и во вмешательстве в дела друг друга. Такие противоречия обусловлены низкой степенью доверия сторон друг к другу.
Отсутствие диалога и взаимного доверия
Когда-то муфтият брал на себя обязательства провести комплекс реформ: в управлении, структуре, модернизации религиозного образования, повышении прозрачности хаджа, смене кадров. Я вижу, что он сделал ряд положительных шагов в этом направлении, например — создал систему контроля над хаджем. В прошлом году, что бы там не говорили, он прошел хорошо – были созданы Центр хаджа и умры и база данных, шло освещение в СМИ, операции проводились через банк. Кроме того на часть средств от хаджа муфтият начал выделять плату имамам мечетей. Имамы были социально незащищенными гражданами, они не получали зарплаты и пенсии от государства. А теперь на эту должность в перспективе, думаю, могут прийти молодые кадры.
В свою очередь государство рассматривает муфтият как стратегического партнера и заинтересовано через него расширять взаимодействие и где-то контроль над процессами в религиозной сфере, учитывая, что 80 % населения Кыргызстана называет себя мусульманами. Оно заинтересовано через сильный модернизированный муфтият укрепить позиции традиционного духовенства с целью профилактики угроз экстремизма и терроризма и проведения социальных реформ через верующих. Решение вопросов образования и безопасности все вместе возможно через признанный орган – муфтият, поэтому и внимание к нему повышенное.
Справиться с поставленными задачами в одиночку, друг без друга они не могут, но им не хватает диалога и взаимного доверия. В противостояние влились и оппозиционные силы внутри ДУМК — ажы башчы (руководитель группы паломников – прим. ред.) Абдышукур Жураев и его сторонники.
Разборки ДУМК и оппозиции подрывают доверие населения к исламу
Эксперты, занимающие нейтральные позиции, предложили трем сторонам — муфтияту, оппозиционным ему внутренним силам и Госагентству по делам религий — сесть за стол переговоров и наладить диалог, чтобы работать в одном направлении. Сегодня же они не ищут контакта и выходят в СМИ, выступая на пресс-конференциях и обвиняя друг друга. Важно, чтобы внутренние разборки не вытекали в СМИ.
Потому что это в первую очередь бьет по имиджу традиционного ислама и подрывает доверие населения к духовенству в целом. Это может привести к тому, что итак невысокий авторитет ДУМК пошатнется, начнется децентрализация, начнут появляться различные группы, в том числе радикальные и не признающие ДУМК, и население, в особенности мусульманская молодежь, будет дезориентировано полностью, начнет отходить от традиционных форм ислама.
Высокий фактор недоверия со стороны муфтията обусловлен и тем, что у муфтия Чубака ажы Жалилова есть беспокойство, что вокруг него плетутся интриги и идет борьба за финансовые источники от хаджа, а также его место. Оппозиция же приводит свои доводы – необходимость срочныхреформ, проведения кадрового обновления и борьбы с коррупцией в ДУМК, предоставление отчета по распределению средств от хаджа.
Госагентство по делам религий в этом конфликте должно выступить арбитром, рассматривая происходящее с точки зрения государственных интересов. Есть такое понятие – принуждение к миру в условиях высокого риска безопасности для страны, да и самого ислама. Меняются времена и отношение к религии в условиях современного общества, традиционным молдо. Молодежь начинает просыпаться и ставить под сомнение некоторые существующие догмы в толковании некоторых молдо без должного образования. Одновременно в Кыргызстан идет экспорт идей из других стран арабского мира, Турции, Пакистана. И эти проекты рано или поздно сталкиваются у нас и сталкивают идеологически наших молодых ребят, которые стали приверженцами того или иного течения. Поэтому необходимо разработать единую религиозную политику и модели развития ислама, то есть траектории его развития, отвечающие и национальной специфике, и современным вызовам, чтобы не допустить радикализации. Для этого надо видеть и понимать не форму ислама, а его суть. Нужны срочные реформы в религиозном мышлении. Молдо должны быть грамотными и интеллектуально соответствовать современному времени.
Я думаю, что если муфтият пойдет на реальные и глубокие реформы, мог бы занять позицию аналогичную позиции Русской Православной церкви в России, которая играет роль не только арбитра между властью и оппозицией, но и института, дающего моральную и нравственную оценку событиям в стране. Но к этому еще долго идти.