В начале в недели, 30 апреля, в Торгово-промышленной палате Кыргызстана прошла презентация двух пилотных проектов государственно-частного партнерства.
Первый проект – строительство в столице мусороперерабатывающего завода мощностью 50 тысяч тонн в год для утилизации твердых бытовых отходов и производства брикетированного вторичного сырья, а также поставки горючего газа, горячей воды и углеродного остатка. Согласно проекту завод должен строиться на базе Бишкекской городской свалки.
Второй проект – строительство многоуровневой автомобильной парковки на участке площадью 0,29 гектаров, расположенном на пересечении улиц Кулиева и Токтогула. Этот участок определен в соответствии с утвержденным генеральным планом развития Бишкека до 2025 года. К строительству предполагается привлечь частного партнера.
В понедельник стало известно, что санаторий «Иссык-Куль-Аврора» юридически не переведен на баланс правительства и еще не включен в программу приватизации госимущества. Включение санатория в программу приватизации госимущества возможно только после анализа его финансово-хозяйственной деятельности.
В тот же день в Бишкеке прошло заседание Совместной межправительственной комиссии по экономическому и гуманитарному сотрудничеству между Кыргызстаном и Азербайджаном. Как сообщил первый вице-премьер-министр Азербайджана Ягуб Эюбов, на заседании комиссии обсуждался вопрос о строительстве больших и малых ГЭС на территории Кыргызстана с участием азербайджанских компаний.
«С нами в делегации приехал президент компании, заинтересованной в строительстве ГЭС. Пока мы рассматриваем и обсуждаем перспективы. Строить мы готовы, основной вопрос в том, кому мы после этого сможем продать эти ГЭС», – сказал Ягуб Эюбов.
Другой потенциальный инвестор – Малайзия – предложил открыть прямое авиасообщение между двумя странами. По словам Чрезвычайного и Полномочного посла Кыргызстана в Малайзии Аскара Бешимова, 10 малазийских компаний заинтересованы в реализации своих проектов или готовы инвестировать в Кыргызстан. Например, с декабря 2011 года в госорганах Кыргызстана рассматривается предложение компании «Malaysia Airlines Kargo» об авиаперевозке грузов из малазийской столицы Куала-Лумпур в Амстердам (Нидерланды) через Бишкек.
«Помимо этого авиакомпания «Asia Air» готова открыть рейс из Куала-Лумпура в Бишкек. Однако представители компании предупредили, что пассажиропоток между двумя столицами слабый и авиарейс не будет окупаться. Поэтому они просят открыть точку из Бишкека в одну из стран Европы или России, куда не летают кыргызстанские авиакомпании», – рассказал Аскар Бешимов.
Он добавил, что крупнейший финансово-кредитный союз Малайзии «Maybank» намерен открыть свой филиал в Кыргызстане, но предложение о покупке «Залкар Банка» малазийские инвесторы отклонили.
Во вторник, 1 мая, стало известно, что в связи с завершением второго обзора кредитной программы, Международный валютный фонд (МВФ) предоставит Кыргызстану очередной кредит в размере примерно 14,7 миллионов долларов. Программа для Кыргызстана, оцениваемая в общей сложности в 103,1 миллиона долларов и рассчитанная на три года, была утверждена МВФ в июне 2011 года. С учетом нового транша общий объем средств, предоставленных Бишкеку, достигает 44,2 миллиона долларов.
В среду, 2 мая, министр финансов Акылбек Жапаров предложил создать единый идентификационный номер для каждого гражданина, через который будут фиксироваться доходы, налоговые отчисления, движимое и недвижимое имущество. По его мнению, это также позволит отслеживать получение средств конечными получателями пособий, пенсий и зарплат за счет госбюджета.
В продолжение темы, Акылбек Жапаров озвучил данные о количестве богатых и бедных семей в Кыргызстане. Так, в настоящее время в Кыргызстане насчитывается 1 миллион 245 тысяч семей. Из них по уровню доходов приблизительно:
— 123 тысячи семей живут за чертой бедности, то есть имеют доход ниже 100 долларов в месяц;
— 270 тысяч семей – бедные;
— 700 тысяч семей – средний класс;
— 120 тысяч семей – богатые.
«Олигархов можно пересчитать по пальцам. Часть из них связана с государственными ресурсами, но многие уже бежали из страны. Другая часть встала на ноги с помощью торговли», — добавил Акылбек Жапаров.
В тот же день, 2 мая, в отделе информационной политики Аппарата правительства сообщили, что установлены сезонные таможенные пошлины на импорт пшеничной муки в Кыргызстан. Пошлины установлены на 6 месяцев на пшеничную муку, классифицируемую по коду ТН ВЭД 1101 00 110 0 – 1101 00 150 0, в размере 2,5 сома за 1 килограмм, ввозимую на территорию Кыргызстана, независимо от страны производства. Такая мера была принята в целях поддержки отечественных товаропроизводителей и создания равных конкурентных возможностей на внутреннем рынке.
Одним из самых громких событий недели стала новость о том, что ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани», якобы, незаконно получило земли в Иссык-Кульской области в марте 2010 года. Компания опровергла эти обвинения со ссылкой на соглашение о новых условиях эксплуатации месторождения «Кумтор» от 2009 года.
Экс-депутат Жогорку Кенеша четвертого созыва и лидер «Партии застройщиков» Кубанычбек Исабеков на встрече с журналистами в среду сообщил, что оспаривает в Межрайонном суде Бишкека передачу ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» 16 тысяч гектаров земель в Иссык-Кульской области.
Он отметил, что постановление правительства № 168 о выделении компании «Кумтор» 16 тысяч 330 гектаров земли было единолично подписано экс-премьер-министром Данияром Усеновым, причем с членами правительства это решение не было согласовано. По этой причине лидер партии считает постановление «незаконным».
Однако в пресс-службе ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» отметили, что вышеуказанное постановление правительства № 168 принято в целях исполнения соглашения «О новых условиях по проекту «Кумтор», заключенному 24 апреля 2009 года между правительством Кыргызстана и владельцами месторождения.
«Поэтому говорить о незаконности предоставления земель компании некорректно. Кроме того в соглашении «О новых условиях по проекту «Кумтор» четко определены координаты расширенной концессионной площади, в которую вошли 16 тысяч гектаров, о которых и говорит Исабеков», — сообщили в пресс-службе компании.
Генеральным директором другой золотодобывающей компании – ЗАО «Талас Голд Майнинг Компани» был вновь назначен Эдуард Кубатов. Об этом было объявлено в четверг, 3 мая, по итогам общего собрания акционеров.
В тот же день министр энергетики и промышленности Аскарбек Шадиев сообщил, что на заседании кыргызско-российской межправительственной комиссии на прошлой неделе было решено продолжить переговоры по участию России в строительстве ГЭС в верховьях реки Нарын, а также Камбаратинской ГЭС-1. Он опроверг информацию, что Россия требует 75 % акций будущих гидроэлектростанций и пояснил условия российской стороны.
«Россия просит 50 % доли гидроэлектростанций, а также 25 % акций в доверительное управление до окупаемости своих расходов на строительство этих объектов. То есть после постройки станций российская сторона, помимо владения 50 %, будет забирать еще 25 % доходов от нашей части акций», — объяснил министр.
По данным заместителя министра культуры и туризма КР Бакыта Кененбаева, ежегодные доходы страны от туристической отрасли составляют 4 % от ВВП. Все эти средства направляются в госбюджет. В прошлом году на финансирование туристической отрасли было выделено 7 миллионов сомов. Такие цифры он озвучил в пятницу, 4 мая.
Департамент по развитию конкуренции при Министерстве экономики и антимонопольной политики КР снизил стоимость срочного изготовления и персонификации паспортов:
Вид услуги |
Степень срочности |
Срок исполнения (рабочие дни) |
Цена за единицу (евро) |
Изготовление в срочном порядке паспорта гражданина Кыргызской Республики (ID-card) |
срочно |
2 |
17 |
особо срочно |
1 |
20 |
|
сверхсрочно (по городу Бишкеку) |
0,75 |
23 |
|
Персонификация в срочном порядке общегражданского паспорта гражданина Кыргызской Республики (загранпаспорт) |
срочно |
2 |
30 |
особо срочно |
1 |
35 |
|
сверхсрочно (по городу Бишкеку) |
0,75 |
39 |
В завершение недели была утверждена плата за взвешивание, измерение массы, осевой нагрузки и размеров транспорта на пунктах весогабаритного контроля в размере 250 сомов.
Сборы должны уплачиваться за прохождение весогабаритного контроля всеми видами транспортных средств, однако в большей степени это требование относится к грузовым автомашинам, которые перевозят товары и грузы по дорогам Кыргызстана.