О развитии русского языка в Кыргызстане, статусе Ассамблеи народа и деятельности русского культурного центра «Гармония» K—News побеседовал с его президентом Александром Степанюком.
С чего начинается история русского культурного центра? Как возникла идея его создания?
История центра начинается с лета 2005 года. Время после мартовской революции характеризовалось крайней нестабильностью в обществе. И, как известно, любые политические потрясения порождают беспокойство и всплеск миграции населения, причем, не только русского, но и других национальностей, в том числе и кыргызского. Для многих из нас, кто родился и вырос в Кыргызстане, в такой непростой ситуации хотелось что-либо предпринять для стабилизации обстановки внутри страны. Это и было главной причиной создания общественного объединения – русского культурного центра «Гармония», который существует вот уже 7 лет. У центра много задач, но основная – это консолидация.
Если смотреть глубже, то первые попытки объединения русских в Кыргызстане предпринимались уже сразу после развала СССР, посредством образования множества общественных организаций, в том числе и этнокультурных центров. Другие народности в условиях диаспор живут давно, потому что необходимость объединяться у них была изначально, с момента поселения здесь. Что касается русских, то их в стране было достаточно большое количество, и жить на условиях национального меньшинства не было нужды. Но после развала СССР, в связи со спадом уровня во всех сферах жизни, необходимость консолидации возникла.
Если небольшие по численности народности могли объединиться в одну организацию, то с русскими это было невозможно в силу разных причин. Во-первых, русское население довольное большое и рассеяно по всей стране. Во-вторых, у русских не было опыта существования в диаспорах. В-третьих, наше законодательство позволяет открывать общественные организации всем желающим.
Сегодня по республике де-юре насчитывается около 40 организаций, так или иначе объединяющих русских, де-факто их где-то 25, включая и наш центр. И хотя деятельность организаций по многим позициям совпадает, работы достаточно всем: одни делают упор на образование, другие – на социальную помощь, третьи работают в регионах. Сюда же можно отнести и казачьи организации, которые объединяются по другому принципу.
В 2008 году многочисленные организации предприняли первую попытку консолидации: был подписан договор о сотрудничестве и образован совет организаций российских соотечественников.
Почему Вы решили присоединиться к Ассоциации гильдий соотечественников (АГС), ведь это в первую очередь бизнес-ассоциация?
По уставу в Ассоциацию могут входить юридические лица, необязательно коммерческие структуры. Поэтому с момента создания АГС русский культурный центр «Гармония» — полноправный член гильдии науки, образования, культуры и спорта. Одним из направлений деятельности АГС являются социально-культурные проекты, вот в этой стезе присутствие «Гармонии» очень уместно. Совместных проектов между АГС и «Гармонией» где-то с десяток: это гуманитарные акции, празднование значимых дат.
Также хотелось бы отметить, что я принимал участие в создании АГС. Так что было бы неправильным участвовать в создании ассоциации и не входить в ее состав. АГС остается уникальной организацией, ведь д
о сих пор в мировой практике нет общественного объединения, которое объединяло бы бизнес-сообщество.
На сегодняшний день АГС на деле предупреждает, лоббирует и защищает интересы ее членов. Пример тому – активное участие АГС в работе Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР.
Чем занимается русский культурный центр «Гармония»?
За 7 лет было реализовано несколько сотен различных проектов и организовано множество мероприятий разнопланового характера. Это культурно-образовательные проекты, социальная помощь незащищенным слоям населения, спортивные мероприятия, конференции, круглые столы на различные темы и многое другое
Если говорить конкретно о том, что было сделано за семь месяцев этого года, то, во-первых, в апреле и начале мая совместно с ансамблем русской песни «Сувенир» мы провели фестиваль «С Россией в сердце», проехали с концертами 8 населенных пунктов Иссык-Кульской и Чуйской областей. Представьте, что в некоторых местах люди по 20 лет не видели культурных мероприятий в своих сельских клубах. 12 июня ко дню России провели замечательный концерт в большом зале филармонии. Ранее провели мероприятия, приуроченные к Рождеству, Масленице, 8 марта.
С согласования Ассамблеи народа Кыргызстана, в июне мы выпустили нотный сборник «Песни Ала-Тоо» — это кыргызские песни на русском языке, предназначенный в первую очередь для общеобразовательных и музыкальных школ, детских садов.
Силами русского культурного центра «Гармония» в августе отправляем 150 ребятишек в детский оздоровительный лагерь «Маяк» на озере Иссык-Куль на 10 дней.
Планов, как говорится, громадье, но не на все есть средства. Мы — общественная организация, которая финансируется за счет членских взносов и спонсорской помощи. Не скрою, что есть ряд коммерческих предприятий, поддерживающих наш центр. Взамен они получают возможность участвовать во всех наших мероприятиях и акциях.
Часто задают вопрос о финансировании со стороны Российской Федерации. Финансирования со стороны РФ нет и быть не может. Есть различные программы поддержки соотечественников и содействие в проведении некоторых значимых мероприятий.
Ежегодно посольство РФ через общественные организации направляет пожилых людей на санаторно-курортное лечение, детей – на поездки по Золотому кольцу России, абитуриентов – на бюджетные места в российских вузах. Наша задача – найти таких людей, собрать и подготовить документы.
Например, ежегодно по квоте на Иссык-Кульскую, Таласскую, Чуйскую области и Бишкек около 100 абитуриентов уезжают учиться в Россию именно через общественные организации, как «Гармония».
И как вы находите бенефициаров для своих проектов?
За годы работы у нас уже набралась своя база данных. Например, на материальную помощь списки на 5 тысяч человек вперед. Ежедневно к нам в центр приходят до 100 человек.
В последнее время в Кыргызстане растет количество людей, не говорящих на русском языке и не желающих его учить, даже в Бишкеке, который всегда считался русскоязычным городом. Ваше отношение к этому?
Мое мнение таково: страна с населением в 5 миллионов человек не имеет права знать только один язык, потому что это просто дорога в тупик. Люди ограничиваются во всем – в информации, образовании, свободе перемещения, экономическом развитии. Более того, даже два языка мало. Лучше четыре – русский, кыргызский, английский и еще один — родной (если вы — представитель нацменьшинства) или второй иностранный.
Существует проблема кыргызского языка в Бишкеке и проблема русского языка в регионах. Сказываются недостаток учебных заведений, программ, методик, средств обучения. Это все, в конечном счете, упирается в финансы.
Я согласен с тем, что нужно развивать кыргызский язык. Жить в Кыргызстане и не знать кыргызского – это нонсенс. Но нельзя делать это в ущемление других языков, в частности, русского. Так уж получилось, что русский язык дан нам историей, и сегодня без него невозможно жить полноценной жизнью. Иногда мы слышим, как депутаты запрещают говорить по-русски на заседаниях, что вызывает негативную реакцию и отторжение.
Я противник набегов на вопросы языка. Это культура, а культуру нельзя изменить постановлением или законом. Язык — вещь уникальная. Он должен быть либо остро необходимым, тогда его все выучат сами, либо нужна четкая государственная политика по продвижению, пропаганда.
Безусловно, нужно знать и кыргызский, и русский. Молодежь в регионах без знания русского далеко не уйдет. Слишком большой пласт образования и культуры на этом языке. Другими словами, для многих кыргызстанцев русский язык может стать «окном» в мир.
А английский язык?
Английский тоже нужно знать, но на начальном этапе молодежи проще выучить русский, живя в Кыргызстане. Опять-таки легче учить английский язык через русский, потому что есть наработанные методики и учебные материалы. С другой стороны, русскоговорящим проще выучить английский, чем кыргызский: есть много курсов, информации в Интернете. Я стараюсь учить кыргызский, хотя это сложно. Понятно, что до конца своих дней не буду говорить на нем хорошо, но это ведь не должно быть препятствием к свободе действий?
Работают ли русские этнокультурные центры над развитием русского языка в регионах? Мне кажется, многое можно было бы позаимствовать у США с их системой волонтеров в отдаленных районах, «уголков» в библиотеках.
Для начала, что такое США и Россия? США свои интересы продвигает давно и везде, в том числе и английский язык. Система волонтеров, финансирование общественных организаций и так далее, я восхищаюсь тем, как у них все отработано. После развала СССР России самой нужно было справляться со своими внутренними проблемами, и возможностей заниматься сохранением развитием русского языка в соседних республиках просто не было. Можно сказать, что первые шаги начали делать только недавно. В 2011 году в Бишкеке открылся Российский центр науки и культуры, Фонд «Русский мир» открыл 6 центров по республике. Думаю, что через Россотрудничество будет реализовано много проектов, в том числе и по развитию русского языка.
Вы активно участвуете в работе Ассамблеи народа Кыргызстана и ратуете за изменение ее статуса. Объясните, чем именно не устраивает нынешний статус?
Ассамблея народа Кыргызстана возникла в 1994 году, впервые на всем постсоветском пространстве. Слово «народа», а не «народов» как бы подчеркивало единство людей, живущих в Кыргызстане. Это уникальная организация, но, к сожалению, она не отвечает своему назначению на все 100 %.
В свое время ассамблее был придан консультационно-совещательный статус при президенте КР. Но за 7 лет своего пребывания в ассамблее я ни разу не видел, чтобы президент приехал на ее заседание или пригласил ее представителей к себе на рабочее совещание. Все встречи с президентом ограничиваются приемами и праздниками. Более того, по уставу Ассамблеи народа, президент является ее почетным председателем. По факту ничего не работает.
Во-вторых, Ассамблея народа – это общественная организация, каких у нас тысячи. Получается, что она уникальна по своей сути, но заурядна по форме. СМИ упрекают ассамблею в том, что произошел ряд межнациональных конфликтов, мол, «вы все поете и танцуете, а прямыми обязанностями не занимаетесь». Многого ли можно ожидать от общественного объединения? Полномочий нет, средств нет, люди работают на общественных началах, к президенту не попадешь. Для результата нужен другой статус.
В последнее время много говорится об опыте Ассамблеи Народа Казахстана. Она появилась чуть позже нашей, но пошла по другому пути, изначально став государственно-общественной организацией. То есть во всех областях есть филиалы ассамблеи, благодаря чему проводится единая этнополитика, разработана стройная программа. Создан экспертный совет, в который входят 40 лучших ученых страны в этносфере, которые занимаются идеологической подготовкой документов и программ. Девять представителей Ассамблеи народа входят в Мажилис.
Мы просим повысить статус Ассамблеи народа Кыргызстана до государственно-общественной организации, хотя бы раз в месяц встречаться с представителями власти для обсуждения проблем и принятия Концепции этнического развития.
В прошлом году ассамблея своими силами разработала проект концепции, который был одобрен на курултае. Неплохой документ получился, первый в истории, хоть как-то регулирующий национальные вопросы. В то время президент Роза Отунбаева и премьер-министр Алмазбек Атамбаев одобрили проект в июне прошлого года на Курултае. Прошел год, а парламент до сих пор не принял его. В результате документ пока на бумаге.