«Законопроект, якобы защищающий детей от «вредного» контента, требует доработки и общественной дискуссии»

Автор -

С 1 сентября 2012 года в России вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В Кыргызстане депутаты Жогорку Кенеша также озаботились здоровьем подрастающего поколения, и инициируют закон, абсолютно идентичный российскому. В случае его принятия в нынешней редакции, в копилку недоработанных законов добавится еще один.

Суть законопроекта

Еще в 1920 году по инициативе Надежды Крупской  были составлены «чёрные списки» книг, подлежащих запрету и изъятию из детских библиотек в советской России. Эти списки «идеологически вредной и устаревшей» литературы включали даже народные сказки, «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, стихи Корнея Чуковского и другое.

Сегодня, к запрещенному среди детей контенту, причиняющему вред их здоровью или развитию предлагают отнести информацию, отрицающую семейные ценности, побуждающую детей к употреблению наркотиков, сигарет, алкоголя, информацию порнографического характера.

Следуя нормам предлагаемого законопроекта, СМИ перед показом обязано посредством маркировки предупредить зрителей о возрастных ограничениях (до 7, 14, 16 лет) на просмотр запрещенного контента. Запрещенный для просмотра детьми контент можно транслировать только после 23.00 часов.

В законе предусмотрены жалобы родителей на нарушения в СМИ. Если, по мнению зрителя, в дневной эфир попал запрещенный контент, он может обратиться в уполномоченный государственный орган. В свою очередь, госучреждение направляет обращения граждан аккредитованным государством экспертам, которые в течение 90 дней дают заключение по исполнению или неисполнению закона.

Вопрос о том, какие сказки и мультфильмы должны попасть под запрет, остается субъективным

Казалось бы, — и многие родители с этим согласятся, — бороться с порнографией и пропагандой насилия в СМИ важно и нужно. Но, к сожалению, формулировки закона получились настолько размытыми и некорректными, что, если закон будет принят в нынешнем виде, в Кыргызстане несущими вред детям могут быть признаны такие фильмы, как «Первый учитель» и «Белый пароход». Первый — за отрицание ценностей и формирование неуважения к родителям, второй — за оправдание допустимости насилия к людям или животным.

К примеру, в России, где вступил в силу аналогичный закон, некоторые СМИ заявили, что будут вынуждены отказаться от показа в дневное время мультфильма «Ну, погоди!», не говоря уже о сбежавшем из дома дяде Феде из «Трое из Простоквашино» и воровавшем варенье Карлсоне. Позже в Россвязьнадзоре заверили, что такие мультфильмы — культурная ценность, а значит, запрещены не будут.

Но вопрос о том, какие детские сказки и мультфильмы должны попасть под запрет, остается спорным и субъективным, поскольку решение о соответствии или несоответствии информационной продукции принимается уполномоченным органом. И этот момент в законе абсолютно не отвечает принципу справедливости и противоречит основам судебной системы, ведь чиновники смогут трактовать размытые нормы и правила на свое усмотрение.

Общественная дискуссия и саморегулирование

Если закон прописан нечетко, всегда может возникнуть соблазн его нарушить, например, по политическим или коррупционным причинам.  Более того, добрая часть запретов, прописанных в законопроекте, предусмотрена уже действующим законодательством. Например, в наших СМИ не допускается распространение порнографии; употребление выражений, считающихся нецензурными; пропаганда войны, насилия и жестокости.

А если проблема в том, что эти уже существующие нормы закона не исполняются, то разговор должен идти о другом. И это должна быть очень серьезная общественная дискуссия с привлечением отраслевых экспертов, чтобы понять, в чем проблема, какие пробелы в действующем законодательстве, что не работает, и что требует изменений.

Для того чтобы решить проблему влияния «нездорового» контента на детей, нужен комплекс мер. Это и изучение опыта других стран, и участие независимых экспертов в разработке закона и подзаконных актов, проведение на государственном уровне качественной информационной кампании, а самое главное, должны были работать механизмы саморегулирования. Потому что без воспитания и контроля со стороны родителей никакие законы и подзаконные акты эту проблему не решат.

Поделитесь новостью