В понедельник, 10 сентября, состоялось подписание двусторонних соглашений между правительствами Кыргызстана и Китая.
«Правительство Кыргызстана будет принимать активные действия по защите китайских инвестиций. Китай является нашим главным донором, а кроме того, наши позиции по региональной политике совпадают», — сказал премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев.
В этот же день Чрезвычайный и Полномочный посол Кыргызстана в Украине Улукбек Чиналиев вручил верительные грамоты президенту Украины Виктору Януковичу.
В середине недели члены правительства принесли присягу президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву и депутатам парламента.
С этого дня премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев и другие члены кабинета министров официально приступили к своим обязанностям.
Напомним, 5 сентября Жогорку Кенеш утвердил проект программы, структуру и состав правительства Кыргызстана. 6 сентября президент Алмазбек Атамбаев подписал указы о назначениях.
Также 12 сентября в пресс-службе посольства России в Кыргызстане сообщили о том, что 20 сентября в Кыргызстан приедет президент России Владимир Путин.
Как отметил глава государства Алмазбек Атамбаев, с российским коллегой будет подписан ряд соглашений.
«Услышав, что Китай хочет покупать электроэнергию у Кыргызстана, ОАО «РусГидро» готово построить 8 ГЭС на Нарынском каскаде вместо 4. Вчера МИД России подтвердил предстоящий приезд президента России Владимира Путина. Мы собираемся подписать ряд соглашений. После реализации этих проектов будут тысячи рабочих мест», — сказал президент.
Ряд политологов высказали K-News свое мнение о предстоящем визите президента России Владимира Путина.
По словам политолога Марата Казакпаева, визит Владимира Путина означает сближение двух стран, и Кыргызстан является приоритетным партнером для России.
«Это будет краткосрочный визит, в ходе которого будут подведены итоги предыдущего визита Игоря Шувалова. Тогда обсуждались в основном вопросы энергопроектов, списание долга, статус объединенной российской базы. В ходе этого визита, наверное, будут обсуждаться эти же вопросы», — сказал Марат Казакпаев.
Политолог также выразил мнение, что Владимир Путин изъявит желание удостовериться, остается ли президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев приверженным своим обещаниям о выводе ЦТП «Манас» после 2014 года.
В интервью K-News политолог, председатель правления Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов отметил, что предстоящий визит президента России в Кыргызстан означает значительный шаг вперед в продвижении двусторонних отношений.
«Соглашения, которые должны будут подписать стороны, наверное, уже всем известны. Это, прежде всего, соглашение об объединенной российской базе, соглашения по проектам в гидроэнергетике. Наверняка будет и разговор о геополитике, касающийся, в первую очередь, американской базы в Кыргызстане. То, что президент России сам едет в Кыргызстан, наверное, говорит о том, что страны близки к практическим шагам. Это, несомненно, плюс в двусторонних отношениях», — считает политолог.
По его словам, для Кыргызстана сотрудничество очень важно, потому что это повышение энергетического потенциала, контролируемость стока воды, организация рабочих мест. Поэтому Кыргызстан должен быть гибок в этом вопросе.
Глава аналитического центра «Стратегия Восток – Запад» Дмитрий Орлов, считает, что межгосударственные отношения между странами в последнее время сводятся только к декларациям, выполнять которые никто не спешит.
«Поэтому визит российского президента Владимира Путина к нам будет иметь смысл лишь в том случае, если ему и лидеру нашей страны Алмазбеку Атамбаеву удастся договориться до чего-то не только грандиозного, но и обязательного к исполнению немедля. Если же опять все сведется к чисто формальным мероприятиям, то остается только пожалеть в очередной раз деньги российских и кыргызстанских налогоплательщиков, потраченные на организацию и проведение очередного бессмысленного рандеву двух президентов», — сказал Дмитрий Орлов.
Политолог Токтогул Какчекеев отметил, что у нового правительства есть шанс улучшить социально-экономическую ситуацию с приездом Владимира Путина.
А по мнению экс-министра иностранных дел и доктора политических наук Аликбека Джекшенкулова, в запланированном подписании соглашений основная заслуга принадлежит президентской команде, поскольку именно Алмазбек Атамбаев, будучи и премьер-министром, и президентом, неоднократно встречался с главой России и обсуждал эти вопросы.
По мнению Аликбека Джекшенкулова, состав правительства Жанторо Сатыбалдиева откровенно слабый и вызывает недоумение.
«Надо, чтобы те проблемы, которые сейчас есть, я подразумеваю подготовку к отопительному сезону и прочее, решались на областном, региональном уровне. За 20 лет независимости в стране не было такого, чтобы эти проблемы не возникали, они были даже тогда, когда у Кыргызстана не было внешнего долга», — пояснил Токтогул Какчекеев.
По его словам, внутренний долг Кыргызстана составляет около 28 миллиардов сомов, а внешний уже приближается к 3 миллиардам долларов. И вряд ли в таком положении правительство сможет что-то сделать.
«Конечно, будут популистские решения, возможно, даже повышение заработной платы бюджетникам, но это палка о двух концах», — сказал Аликбек Джекшенкулов.
Политолог Токтогул Какчекеев отметил сильные и слабые стороны нового правительства.
«Радует, что главой силового блока остался Шамиль Атаханов, он человек вдумчивый, волевой. Сейчас он продвигает борьбу с коррупцией, это сложный участок, потому что от него зависит экономическое состояние страны. Также я положительно отношусь к тому, что оставили министра внутренних дел Зарылбека Рысалиева, потому как, несмотря на все нападки, ему удалось в какой-то степени ликвидировать организованные преступные группировки в Кыргызстане», — сказал эксперт.
По его словам, хороший выбор был сделан в отношении нового министра финансов Ольги Лавровой.
«Позерство прежнего министра финансов Акылбека Жапарова доводило людей до икоты. Что касается Министерства образования, здесь я не вижу никаких улучшений. В Нарыне, в самом холодном регионе, дети учатся в палатках. Не решена проблема с дефицитом учебников», — сказал Токтогул Какчекеев.
Эксперт подчеркнул, что беспокойство вызывает и заявление самого премьер-министра, который сообщил, что не все министры нового кабинета ему нравятся.
«Каждая партия, грубо говоря, имеет своих «смотрящих» в правительстве. Правительство сегодня, как сказал президент, стало заложником парламента. Не захотел бывший премьер-министр продвигать в компанию «Кыргызмунай» протеже Омурбека Абдрахманова и Омурбек Текебаев, спровоцирован скандал с лошадью. Недавно сняли главу Государственной службы по контролю наркотиков Кенешбека Душебаева. Только назначили Айгуль Рыскулову председателем Государственной регистрационной службы, как уже «Ар-Намыс» свои кандидатуры вносит», — сказал Токтогул Какчекеев.
О премьер-министре Жанторо Сатыбалдиеве эксперт выразил мнение, что «он сумеет со всеми найти общий язык, он управляем, но может действовать, исходя и из собственной позиции».
«Я не удивлюсь, если весной новое правительство уйдет в отставку», — такое заявление сделал в интервью K-News политолог Игорь Шестаков.
«В лучшем случае нынешний состав правительства сможет продержаться 3-6 месяцев, все будет зависеть от социально-экономической ситуации в стране», — сказал он.
По мнению эксперта, нынешний состав правительства ожиданиям общества не отвечает.
Потому не исключено, что в конце года или в начале весны Жанторо Сатыбалдиев проведет серьезные кадровые перестановки.
Как сообщил 13 сентября агентство «REGNUM», Кыргызстан занял одно из последних мест в рейтинге по уровню доверия среди стран СНГ.
Исследование проводилось общими усилиями Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор». Было опрошено более 13 тысяч граждан 10 стран СНГ и Грузии – от 950 до 2 тысяч человек в каждой стране.
В последний рабочий день уходящей недели на совещании у первого вице-премьер-министра Кыргызстана Джоомарта Оторбаева директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова высказала критику касательно оптимизации системы государственного управления, проводимую правительством.
По ее словам, невозможно сокращать регулятивные и контролирующие функции госорганов, пока в стране происходят неуправляемые процессы, и нет четкой методологии оптимизации.
А по мнению председателя правления Института политики развития Надежды Добрецовой, невозможно говорить об оптимизации системы госуправления без разграничения функций государственных и местных органов власти.