Часть 1. Компромата не бояться – в депутаты не ходить
Решившийся идти в депутаты по психологии напоминает разбитную деваху, которая по причине перезрелости решается пойти по рукам в своей одной отдельно взятой деревне. Значит, не боится, что ворота ее будут измазаны дегтем…
Выборы – одна из самых ярких сторон демократии. Но они (как и все в этом мире) имеют свою обратную сторону. Черный пиар как изнанка предвыборной борьбы. Термин в русский язык ввел писатель Виктор Пелевин, хотя пользуются черным пиаром уже не одно тысячелетие. И придумали это все не у нас в Кыргызстане. В этом аспекте мировой опыт мы переняли в самом полном объеме и обогатили его своим местным колоритом.
Вот такая она демократия – общественное устройство со своими негласными законами, зачастую более значимыми, чем те законы, которые прописываются на бумаге. И о выборах в частности. Обычно есть Закон о Выборах, есть договоренности и декларации вести предвыборную кампанию корректно в демократических рамках. В итоге мы получает несколько иную форму убеждения «кто хороший – кто плохой», которую можно назвать аморальной. Честно, но это не корректно. Просто сегодня такова мораль нашего общества, и относиться к ней нужно как к реальности или безысходности (зависит от точки зрения).
Вот беда – без пиара никуда
Пиар – обязательная составляющая любой предвыборной кампании. Если ты не докажешь, что ты самый лучший, то «самым лучшим» выберут другого. И поздно будет «махать кулаками» или «пить боржоми». Обычно для представления доказательств есть четко обрисованный срок под названием «предвыборная агитация». Для кандидатов – перманентный стресс предынфарктного состояния, для пиарщиков – страда. Пиарщики в данном контексте – это и люди, и организации, задействованные в обелении (или очернении) конкретных персоналий. Не секрет, что именно в это время многие информационные ресурсы зарабатывают себе «на жизнь после выборов». Ибо пройдут выборы, и в информационном болоте уже сложно будет себе найти жирное пропитание.
Может быть, где-то на западе это не так, но у нас информационка жирует только на предвыборке. Поэтому обвинять журналистов в продажности (а именно они – основа агитсектора любого предвыборного штаба) не стоит. Как говорил Элтон Джон: «Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет». Действительно таковы правила игры в современном демократическом обществе, и «продажность» журналистов – это их работа.
Конечно, можно полемизировать о совести, если в обществе современной морали об этом можно полемизировать. Этика, безусловно, должна присутствовать, но границы ее тоже размыты. Закроем вопрос утверждением, что современный пиарщик, скорее, – маляр, чем художник, и пользуется он различными красками, зачастую без оттенков. В том числе и черной…
Мимикрия, как основа выживания
Грубый черный пиар бывает в форме откровенной лжи. Иногда срабатывает. Чем беззастенчивее ложь, тем больший эффект она может вызвать. Правда, не всегда, – здесь тоже очень тонкая грань. Ври да не завирайся, а то ведь не поверят. Короче, поле для творчества самое широкое. Пиршество криэйторов. Ярмарка фэнтази. А вот эффект совершенно реальный. По крайней мере, к нему стремятся все выдумщики.
Пиар – не обязательно неправда. Можно просто найти и вовремя выложить какой-нибудь фактик, и взглянуть на него под определенным углом. Здесь обычно результативность выше, но факты всегда сложнее отыскать, чем выдумать. Работа для настоящих профи. Хороший специалист в черном пиаре – психолог и журналист, маркетолог и кэгэбэшник. Здесь мало образования, опыта. Нужно что-то большее. Где грань между стратегией и формой подачи. В одном случае срабатывает простая фраза «Имярек – кАзел!». В другом случае, нужно вспомнить его первую учительницу, комсомольскую юность, партийное прошлое, трансформацию в демократа… Но так, чтобы в конце концов усредненный представитель электората понял, что этот Имярек все равно козел. Да, здесь без специалистов не обойтись. И вот эти специалисты все больше стараются черный пиар замаскировать под любые другие благовидные дела и поступки. Например, сидит градоначальник свой срок, ничего не делает, и только в конце вспоминает, что надо деятельность сымитировать, а то не переизберут… Грамотный пиарщик сделает упор на то, какой он хороший, как постарался в последний предвыборный момент. А электорат, и отреагирует на этот «последний момент», и совершенно однозначно поймет, что чиновник все остальное время ни хрена не делал! Черный пиар мимикрирует, сегодня это тренд информационных технологий.
Кыргызстан в этом контексте очень даже современная страна. И есть здесь специалисты. Они не на слуху, но в глубине партийных штабов есть умники, от которых следует ожидать интересных ходов. И поверьте, не всегда мы сможем определить их «черные технологии». Многие, очень многие, примут их материалы за чистую монету. И не только на периферии, но и в Бишкеке.
Весь пиар в Кыргызстане черный (точка зрения пессимиста)
Достали, достали эти депутаты!.. Дальше следует игра слов с использованием местных идиоматических выражений. Это приблизительно усредненная точка зрения электората через некоторое время после выборов. До – слова, после – амнезия. До дел обычно дело не доходит. Наказы и обещания из уст будущих депутатов имеют только прошедшее время.
Поэтому с полным правом, все то, что обещал будущий депутат можно отнести к черному пиару. Обман электората – это пострашнее компромата, который был вылит на голову несчастного кандидата в депутаты. Получается, что предвыборная кампания, и все что там говорилось и делалось, оказывается профанацией. Насколько часто такое встречается в Кыргызстане, решить для себя может каждый читатель. Здесь действительно все прозрачно. Газеты не читай… Процент выполнения обещаний депутатами – гостайна за семью замками. Или секрет Полишинеля…
Все так делают (точка зрения оптимиста)
Но все ли так плохо? Однозначно, нет! В информационный век, особенно при гегемонии Интернета, информационные войны вступают в пору расцвета. Это и инструмент доминирования в политике, экономике, наконец, в умах миллионов и миллионов. И глобальный портал развлечений, построенный не только на жаренных фактах, но и во многом на вымысле. Что это если не черный пиар планетарного масштаба?
Поэтому нападки наших кандидатов в местные кенеши друг на друга, или в групповую на кого-то одного – детские игры в песочнице. Получается что черный пиар – это реалии сегодняшних взаимоотношений, и наша страна, как это модно сейчас говорить – в тренде.
Вот недавно была всеамериканская переизбирательная кампания. Если внимательно проследить их там полемику, то грязи друг на друга вылили немало. Другое дело, по интеллигентнее, чем у нас это делается. Нам ближе Жириновский. Соком в морду оппоненту. Так ведь хорошо, что соком…
***
В качестве маленького резюме можно сказать, что нынешняя предвыборная кампания не будет отличаться от других. Черной краски хватит на всех. Другое дело в том, что на народ такой черный пиар действует все меньше и меньше. Видимо по-прежнему превалирует голосование перед процессом подготовки. И даже пиар вселенской черноты не станет на пути, например, административного резерва…