Совсем скоро закончит свою работу очередная комиссия по Кумтору. Только вот изменится ли после ее выводов хоть что-то? И если изменится, то для кого?
До сих пор работа всех комиссий отличалась тем, что данные, полученные в результате их деятельности, – выводы и рекомендации, – между собой никоим образом связаны не были. То ли вопросы ставились перед ними не те, то ли не там искали, то ли ничего не находили, и выдумывали, и выдумывали. Иначе бы, сейчас не стоял в очередной раз вопрос по Кумтору.
По итогам работы предыдущих комиссий можно смело утверждать, – сколько их не проводи, население жить лучше не станет. Почему? Да потому что никакой связи между деятельностью Кумтора и повышением благосостояния и уровнем жизни населения нет! Потому что Кумтор – один, – не в состоянии обеспечить такой доход, чтоб вдруг население стало жить лучше, и тем более в масштабах всей страны. И еще, как правило, рекомендации касались отношений «государства и инвестора», а интересы «населения» учитывались через интересы «государства».
Чтобы население стало жить лучше, надо бы еще с десяток таких же проектов реализовать, да вывести их на проектную мощность. И желательно, чтоб таких проектов было, да в большинстве отраслей экономики, а не только в горнорудной отрасли. Да и надо было бы давно пересмотреть интересы в паре «население-государство».
Другими словами, в стране и в регионах за все время деятельности Кумтора адекватные программы социально-экономического развития возникали, однако их недостаточно. И в Джеты-Огузском районе, в частности. Поэтому там достаточно одного крикливого и амбициозного политика, чтоб жителей толкать на противоправные действия. А ведь Джеты-Огузский район мог бы развиваться не только за счет Кумтора. В этом богатом районе есть и другие месторождения. Есть и другие ресурсы, не только золото. И сельское хозяйство можно было бы развивать без ущерба для экологии, и туризм со всеми сопутствующими услугами.
А в других районах можно было бы найти что-то свое. Только вот все это развивается как-то стихийно, а не на принципах устойчивого развития. Вот и тают ресурсы, а жизнь лучше не становится, все пущено на самотек, и потихонечку теряются возможности. Своими силами инвестор не в состоянии изменить коренным образом ситуацию. Рыночные механизмы не работают, процветает коррупция, политика правит бал. И в этот раз, скорее всего, опять пересмотрят отношения «государства и инвестора», а население будет выживать в существующих условиях.
А вот если просто представить, что вдруг комиссия сделает вывод, что нужна реальная, адекватная программа социально-экономического развития района? Можно ли будет разработать такую программу и реализовать? Найдутся ли ресурсы?
В каждом регионе есть потенциал. В Джеты-Огузском районе – это туристические ресурсы. Все знают, что можно развивать туризм, но никто не знает, как к этому подойти. Очевидно, что сценарий развития Иссык-Кульского района – пример того, как не надо подходить к развитию. Все это понимают, но продолжают ничего не делать. Или продолжают раздавать земли непонятно кому, и не понятно под что. В результате теряются возможности, которые ценны тем, что нет конфликта интересов.
Думаю, что нам не стоит изобретать велосипед и лучше воспользоваться подходом, который зарекомендовал себя во всем мире. Он заключается в следующем: сначала производится оценка туристического потенциала, включающая ревизию существующего положения дел в этой отрасли. Потом, на основании полученных данных, разрабатывается мастер-план с визуализацией и выстраиванием «взаимоувязанных» возможностей (не помню на своем веку, чтоб именно так подходили к развитию у нас). Далее, все это утверждается как план развития в государственных органах, и обязательно с предварительным обсуждением с населением.
Когда план разработан с использованием современных знаний и опыта других стран, с учетом местной специфики, то это многократно лучше, чем развиваться без плана, по «своему» усмотрению.
Остается вопрос, где взять ресурсы на такую работу. Очевидно, что лучше один раз потратиться на хороший план, а потом достичь успеха.
Кумтор каждый год выделяет огромные деньги на инфраструктуру района и социальные нужды. В 2011 году цифра составила полмиллиарда сомов. Только вот тратятся эти деньги бездумно, и, в основном, без учета реальных возможностей. Население жить лучше не стало, благосостояние не повышается, уровень жизни не улучшается. Так зачем тратить деньги на то, что невозможно оценить, кроме как количеством?
Достаточно выделить один раз средства на оценку туристического потенциала, на разработку адекватной возможностям программы, а потом реализуй ее. Все будут понимать, что происходит. Появится какая-то внятная цель. Туризм потянет за собой другие смежные секторы экономики: транспорт, услуги, сельское хозяйство, торговлю, производство. В совокупности, большое количество людей из местного населения будут заняты и начнут получать доходы более высокие, чем сейчас, и несопоставимые с теми, что они получают от организаторов пикетов и перекрытий дорог.
Вот поэтому и хотелось бы, чтоб выводы комиссии содержали инициативу создания адекватной программы социально-экономического развития района. И не содержали инициатив по ущемлению положения инвестора, а тем более населения.
Михаил Халитов, председатель совета по туризму Союза предпринимателей Кыргызстана