Что может повлиять на улучшение общественного сознания в Кыргызстане

Автор -
556

Несмотря на два десятка лет независимости, в Кыргызстане процесс перехода государства и общества от командно-административной системы к рыночной продолжается до сих пор. В связи с этим, формирование нового мышления в обществе является многогранным, что, в свою очередь, влияет как на государственно-правовую сферу, так и на общественные отношения.

Одной из причин существования в сознании граждан устаревших, номенклатурных «советских» принципов мышления, как в начале 90-х годов, так и сейчас, стало недоверие к новым государственно-правовым институтам. Коррумпированные чиновники и некоторые политические деятели не сумели по истечении двадцатилетнего срока создать новый, способный хотя бы в минимальной степени обеспечить безопасность, образ жизни граждан.

В процессе обновления государства и общества Кыргызстана, в результате неэффективных реформ, неготовности политических деятелей к новым принципам экономики, был заложен недоброкачественный фундамент под переходное государство. Из-за утраты доверия значительной частью населения сложилась соответствующая некачественная социальная и моральная основа социума.

Очень часто в Кыргызстане группа лиц, представляющая определенного политика или группу политиков, выражает требования, не понимая их сути и смысла. Например, если митингующие выдвигают требования о национализации какого-либо значимого объекта, не всегда понятно, что конкретно лидеры данной группы, и прочие ее участники имеют в виду? Понимается ли здесь отчуждение или передача имущества частных лиц в собственность государства? Либо имеется в виду распределение определенных ресурсов? Однозначно мы видим одно – многие из тех, кто выступает на митингах перед «Белым домом», не понимают истинной цели этих мероприятий, не преследуют интересов народа Кыргызстана и не намерены действительно что-то менять в лучшую сторону. Некоторые лидеры таких групп преследуют лишь цели личной выгоды и политических амбиций.

Попытки захвата «Белого дома», которые предпринимаются в столице по сей день, свидетельствуют о низком интеллектуальном, культурном и правовом уровне этих групп. Подобные действия уже не ведут к политическому перевороту и смене власти. Потому что в Кыргызской Республике на данный момент действует уже абсолютно другая система государственного управления. Это значит, что многие субъекты политических процессов на сегодняшний день элементарно не знают даже норм Конституции Кыргызской Республики.

В связи с этим складывается следующий вывод: в Кыргызстане государственная политика существует в сыром состоянии и не имеет определенного, четкого, сформированного видения, нацеленного на будущее. Субъекты политической власти сами претерпевают процесс становления. Для окончательного перехода системы государственного управления от командно-административной к рыночной, необходимо скорейшее искоренение основ номенклатурной системы, оставшейся в наследство от Советского Союза.

Применительно к Кыргызстану попробуем рассмотреть настоящую модель общества в виде трех составляющих: гражданское общество, частный сектор (бизнес), государство. Процесс перехода (смена идеологий, переход на рыночные отношения) в той или иной степени коснулся этих сфер одновременно. Вероятно, поэтому процесс их развития протекает столь медленно. С другой стороны глобальные процессы и современные угрозы, с которыми сталкивается мир, так или иначе, затрагивают все сферы Кыргызстана. В нашей стране, хотя и медленно, интегрируются новые технологии, направления, тренды в различных областях. А, следовательно, существует возможность  улучшить как государственное управление, так и общество.

Наиболее выраженная часть гражданского общества — неправительственный сектор. Он развивается относительно быстро, быстрее государственного и частного секторов, в силу финансовых вливаний, высокой конкуренции между самими НПО и гибкостью при выборе направлений деятельности.

Государство, как сложный и громоздкий механизм, во многом является продуктом прошлой командно-административной системы. Частично оно успело адаптироваться к новым общественным отношениям. Однако, если раньше его громоздкость обуславливалась тотальным контролем над экономикой, то сейчас некоторые госинституты не соответствуют современным реалиям. Госаппарат нуждается в серьезном сокращении. Частный бизнес по сей день сильно зажат государственной лицензионно-разрешительной системой. В силу этого, он имеет тенденцию к развитию, но прогрессирует гораздо медленнее, чем сектор гражданского общества.

Процесс развития и становления государства и общества также порождает многие негативные явления. Здесь выделяют экологические, социальные, межгосударственные, межэтнические вопросы, а также такую масштабную проблему как коррупция. Ее распространение говорит о низком правосознании граждан, слабости государственного регулирования, неразвитости общественных институтов.

Отметим, что коррупция, как явление общества, подменяет во многих вещах систему государственного управления. Государственная власть реально желает борьбы с коррупцией. Она обращается к обществу с таким намерением и даже официально называет различные коррупционные центры (судебные, правоохранительные, налоговые и прочие). У бенефициаров коррупционной системы (коррумпированной элиты) имеются сильные лоббистские возможности. Они делают все, чтобы меры по борьбе с коррупцией были минимально опасны для их схем, сводя, таким образом, практически любую прогрессивную реформу на нет.

Еще более интересным является тот факт, что условия на коррупционном рынке меняются в зависимости от суровости наказания лиц, участвующих в коррупционных схемах. При увеличении строгости наказания, чиновники, наоборот, начинают брать взятки «как в последний раз» жадно и помногу. Например, в некоторых странах СНГ после ввода антикоррупционных мер уровень коррупции вырос на порядок.

С одной стороны, мы видим, что в стране недостаточно развит гражданский контроль. Органы власти не всегда допускают вмешательство общества в свои дела. С другой стороны, большинство граждан, активно осуждающих коррупцию, на деле сами являются ее участниками. Ведь во многих сферах взятка – это практически единственная возможность добиться решения вопроса вообще или осуществление процесса без проволочек и в приемлемые сроки.

Вместе с тем, мировая практика показывает, что без надлежащего участия со стороны общества коррупцию победить невозможно. Без этого, борьба с коррупцией сведется к отдельным показательным процессам, когда несколько должностных лиц будут осуждены за преступления коррупционной направленности, либо приведет к бессмысленной антикоррупционной риторике или, того хуже, к войне компроматов.

В условиях недоразвитого гражданского общества коррумпированный чиновник – идеальный кандидат для успешного продолжения своей карьеры во властных структурах. Он стопроцентно управляем и лоялен к своему начальнику. Но при этом и власть должна отдавать себе отчет, что при нынешнем уровне коррупции любые экономические и иные реформы обречены на провал.

В борьбе с коррупцией важно наличие таких трех элементов как независимые СМИ, политическая конкуренция и активный общественный контроль с непосредственным участием экспертного сообщества. Предполагаем, что тогда общество, государство и частный сектор достигнут необходимой зрелости.

Поскольку наше государство и общество находятся в переходном состоянии, некоторыми экспертами экономистами и правоведами отмечается, что данные процессы имеют ряд характеристик:

— переходные явления и процессы в настоящее время имеют не локальный, а глобальный характер;

— для перехода на новую ступень развития государства и общества уже недостаточно только политических и социально-экономических изменений. Необходимо учитывать и «новую модель взаимодействия человека и природы», принимать во внимание «не только социальные, но и ноосферные изменения»;

— угрозы, подстерегающие современное общество в переходный период создают объективные предпосылки для выработки новых нравственных норм. В настоящее время нужны «универсальные нравственные императивы», способные облегчить существование человека в эпоху болезненной ломки ценностей и ориентиров;

— в период становления государства и общества возрастают возможности активного вмешательства человека в ход преобразовательных процессов.

Таким образом, для скорейшего выхода Кыргызстана из кризиса государству и обществу необходимо:

— как можно скорее отказаться абсолютно от всех номенклатурных принципов и традиций, оставшихся от Советского Союза;

— максимально снизить в экономике количество лицензий, тарифов и разрешений;

— сделать компактным и мобильным государственный аппарат;

— создать условия для добросовестной, рыночной конкуренции;

— обеспечить политическую конкуренцию.

В Кыргызстане необходимо полностью завершить переход к децентрализованной, конкурентной рыночной экономике. Помимо этого, необходимо совершенствование системы физического и духовного воспитания граждан с целью привития новых социальных, политических и отчасти этических ценностей.

В этом случае мы не будем копировать реформы Сингапура, Грузии или Чили. Учитывая конкретно-исторические условия Кыргызстана, нам необходимо самим выработать среду, позволяющую сформировать полноценные субъекты общественно-политической жизни.

Санжар Абакиров, исполнительный директор исследовательского института «Сереп»

Поделитесь новостью