Бизнес и государство: диалог с надеждой на результат

Автор -

    Интервью с руководителем секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве Кыргызской Республики Талайбеком Койчумановым.

    Каждое последующее правительство в Кыргызстане громче предыдущего обещало: «Мы все сделаем для развития предпринимательства!». Такова, видимо, наша местная традиция. «Бизнес – дойная корова, которая должна кормить народ!», – ну, и тому подобные заявления. Но если продолжить мясо-молочное сравнение, корову регулярно нужно кормить, и желательно ежедневно выгонять на лужок попастись на свежей травке. Тогда молока бывает много, и оно получается вкусное и качественное. Вот в государстве у нас с этой «дойной коровой» не всегда считаются. Более того, бизнес часто загоняется в угол и не только чиновниками, но и населением. Недавно состоявшийся форум «Развитие предпринимательства в Кыргызской Республике» собрал большое число представителей бизнеса, в том числе и из регионов. Трибуна форума превратилась в платформу для конкретных предложений, что делать и как нужно помочь отечественным предпринимателям.

    П.Ч. – Талайбек Джумашевич, у меня к Вам такой вопрос. Насколько реально, что эти голоса будут услышаны правительством? Неужели нужен был еще один форум, чтобы довести, казалось бы, простые истины до правителей? 

    Т.К. – Вы задали хороший вопрос. Я понимаю, все устали говорить об одном и том же. Тем не менее, говорить надо. Мы же все видим, сколько барьеров каждый раз выстраивается перед бизнесом, видим коррупцию. Даже малый бизнес, для которого ввели упрощенную систему налогообложения, платит взятки чиновникам. По данным экспертов уровень таких «отчислений» порядка 17 %. Не от хорошей жизни, надо полагать. 

    П.Ч. – На форуме рассматривалась Стратегия развития бизнеса до 2014 года и Дорожная карта развития малого  и среднего бизнеса. Не могли бы Вы в двух словах сформулировать основную цель этих документов? 

    Т.К. – Прежде всего, я бы напомнил одну существенную деталь –  по существующему закону о государственной поддержке малого предпринимательства, правительство ежегодно перед представлением республиканского бюджета должно было вносить на рассмотрение Жогорку Кенеша соответствующий проект государственной программы. Сейчас ее нет. Причем такая программа должна разрабатываться совместно с бизнес-сообществом. Поэтому целью форума было дать толчок этому процессу. Бизнес-сообщество совместно с правительством при поддержке международных партнеров готовит стратегию развития до 2014 года. Параллельно, мы провели предварительно круглые столы во всех областях страны с малым и средним предпринимательством, собрали их предложения. Все это, включая прошедшее обсуждение, будет оформлено и передано правительству и ляжет в основу государственной программы по развитию бизнеса. 

    П.Ч. Насколько помню, ранее принятые стратегии и программы оказывались мертвыми по причине того, что просто забывали предусмотреть на их исполнение ресурсы? Что-то изменилось сейчас? Немаловажна, конечно, и политическая воля, желание правительства что-то изменить и сделать. Есть какие-то подвижки в решении этих вопросов?

    Т.К. – Подвижки есть. Но не хватает, на мой взгляд, динамизма. Надо уже менять и закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, и закон об инвестициях. Необходимо быстрее запускать новые законы о лицензиях и разрешениях, о государственно-частном партнерстве и многое-многое другое.

    Отличие разрабатываемой стратегии от предыдущих в том, что в нее войдут только те меры, которые подкреплены ресурсами, как финансовыми, так и человеческими. Основной упор будет сделан на рациональное привлечение к реформам международных партнеров и местных экспертов.

    П.Ч. Можете назвать какие-то новые предложения, прозвучавшие на форуме? Было бы интересно услышать, что предлагают с мест? 

    Т.К. – Много предложений с мест по поводу улучшения доступа к финансовым ресурсам и упрощения налогового администрирования. Например, предлагается разработать систему поощрения коммерческих банков, обеспечивших оперативность выдачи кредитов, а также упростивших процедуру оценки залогового обеспечения и его реальной оценки. Интересное предложение поступило от бизнесменов из Ошской области по созданию гарантийных фондов с участием бизнеса, что облегчило бы получение кредитов в коммерческих банках. 

    Что касается налогового администрирования, то здесь также много предложений, Например, по максимальному упрощению отчетности органов налоговой службы, социального фонда, статистики в части обеспечения простоты отчетов, сроков предоставления отчетов. Это такие меры, на которые практически не требуется никаких финансовых ресурсов.  

    Предложения самые разные – от необходимости выпуска учебно-методической и справочной литературы для предпринимателей по системе отчетов в государственные органы, до внедрения в регионах системы электронного предоставления налоговых отчетов, отчетов в соцфонд и органы статистики, что сэкономило бы много времени. 

    П.Ч. Важно, чтобы эти предложения не остались на бумаге, как это обычно происходит. Это мое пожелание.

    Т.К. – Да, это так. Разработчики стратегии попытались заложить такие нововведения как индикаторы прогресса, исполнители и ресурсы, о чем я уже говорил. Я думаю, это должно позволить отслеживать ход исполнения мер. Но прежде, конечно, надо утвердить окончательный вариант стратегии в Жогорку Кенеше. Надо просто очень серьезно подойти всем к рассматриваемым вопросам, заложить в стратегию очень практические и реализуемые меры. Напомню, речь идет о развитии малого и среднего бизнеса, вклад которого в экономику значителен, около 40 % ВВП. Но ведь реальны и более высокие показатели.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться