Язык как инструмент для реформаторов и провокаторов

Автор -

На днях Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял в первом чтение поправки к закону о государственном языке. В сети появляются комментарии, которые не стоит оставлять незамеченными. В частности, высказывания российского популярного блогера Алексея Блиндула оказались заметным явлением в социальных сетях. Поэтому и нам стоит высказаться по этому поводу, ибо нас это касается напрямую.

Вопрос национального языка в многонациональном государстве сам по себе сложен и неоднозначен. Часто он является предметом не столько национальной гордости, сколько поводом для общественных спекуляций. Можно говорить об этом – но кто-то обижается. Можно молчать, но тогда другие дают свои оценки. А они не всегда являются объективными.

Молодая независимая республика прилагает титанические усилия, чтобы доказать свою состоятельность. Это право любой суверенной страны. Но все ли методы хороши для такого самоопределения? Здесь есть и различные точки зрения, и перегибы, которые видны сегодня, и еще более проявятся в будущем. Болезни роста, недуги развития общества. И если экономическая составляющая развития отстает от общественных отношений, на первый план выходит политика.

Что, собственно, и произошло в Кыргызстане за годы независимости. А в политике, как известно все методы хороши. И для реформаторов, и для провокаторов.

Зачем ломать копья со статусом кыргызского языка в Кыргызстане? Он давно и прочно победил все остальные языки. Только вот победа ли это? И если победа, то кого над кем? Кто, кроме самих носителей русского языка в Кыргызстане, может адекватно оценить ситуацию? Русский аналитик, сидящий в Москве? Вряд ли. Поэтому оценки господина Блиндула, наверное, стоит считать только его личным мнением: «Учитывая, что 99 % представителей славянского населения (а их в республике до сих проживает более 400 тысяч человек) киргизским языком не владеют, очевидно, что принимаемые в законодательство поправки направлены на окончательное вытеснение представителей русскоязычного населения из государственных органов. И у меня возникает вопрос… А Россия не собирается дать «симметричный» или «ассиметричный» ответ на происходящее в братской Киргизии? Где же «охранители интересов российских»? Где непоколебимый МИД России и бдительный Роспотребнадзор? Почему молчат наши депутаты — как провластные, так и оппозиционные?»

«Наших бьют!». Ура-патриотизм на грани… (чего, дополните сами). Российский МИД намного мудрее оголтелых блоггеров. Конечно, Россия не станет вмешиваться во внутренние дела суверенной Республики. Да это и не нужно. Кампания по усилению значимости государственного языка в Кыргызстане уже дивидендов не приносит. Ни стране, ни обществу, ни экономике, ни независимости. Русскоязычное население с этим уже смирилось. А вот государственный язык учить упорно не хочет. Ни для кого не секрет (президент и другие говорят об этом открыто), что государственная служба наполняется кадрами на основании родственных или земляческих принципов. И язык здесь точно не в тренде. Так для чего его учить? Кыргызстан стремится в Таможенный Союз, а там рабочий язык – русский. Международные деятельность страны тоже не на кыргызском происходит… И что мы ломаем копья? Нет разве других проблем?

Учить или не учить язык страны пребывания – это личный выбор гражданина. И не советы со стороны, и даже не законы страны это определяют. Чисто экономическая составляющая. В этом с Алексеем Блиндулом можно согласиться.

Поделитесь новостью