В сентябре 2012 года вступил в силу новый закон КР «О недрах», который ввел для недропользователей новый платеж за удержание лицензий. Руководителя юридической фирмы «Партнер» Миргуль Сманалиева комментирует данное нововведение.
О каких платежах идет речь?
Речь идет о деньгах, которые могли бы поступать в бюджеты местных сообществначиная с октября 2012 года. То есть финансы должны поступать туда, где ведут деятельность недропользователи. Это могут быть достаточно большие суммы, поскольку требование о внесении лицензионных платежей введено новым законом КР «О недрах» для компаний, работающих в сфере недропользования. Это одна из положительных новелл, введенная законодателем в текущем году. Поэтому, принимая во внимание, что разработкой и принятием этого закона занимались правительство, парламент и президент, то непонятно, почему данные нововведения необоснованно затягиваются инициаторами сего закона, в лице кабинета министров и Министерства экономики.
В чем суть этой новеллы?
Суть нововведения заключается в том, что законодатель в корне изменил подходы к некоторым правовым отношениям, возникающим в процессе недропользования между госорганами и компаниями, имеющими лицензии на право пользования недрами. В частности, новый закон о недрах исключил не оправдавший себя механизм, как заключение с лицензиатом лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии.
Вы имеете ввиду коррупционные явления, возникшие при этом механизме?
Да, можно так сказать. На практике эта схема выглядела следующим образом: допустим, компания получала у Агентства по геологии лицензию на разведку на 10 лет, или лицензию на разработку месторождения на 20 лет. Одновременно Агентство заключало с компанией лицензионное соглашение, в котором устанавливались определенные условия, и сроки их исполнения. По истечению времени, компания подавала заявку на продление лицензионного соглашения и отчет о выполнении предыдущего лицензионного соглашения. В случаях, если какие-то условия не были выполнены в установленные сроки, компания объясняла причины их невыполнения или указывала на наличие форс-мажорных обстоятельств. Например, известные апрельские события 2010 года, или бездействие бывших руководителей Агентства в 2011-2012г.г, которые с завидным упорством создавали проблемы горнодобывающим компаниям, годами не рассматривая их отчеты и заявки на продление лицензий или лицензионных соглашений.
То есть, как Вы правильно подметили, вопрос о продлении лицензионного соглашения полностью зависел от человеческого фактора, в основном от руководителей Агентства по геологии и Комиссии по лицензированию недропользования, а также от давления на эти органы со стороны руководителей вышестоящих органов власти. Видимо именно в связи с тем, что механизм продления лицензионных соглашений создавал условия для возникновения коррупции при продлении лицензий, законодатель отказался от него.
Что же предложено взамен?
Новый закон предусматривает введение лицензионных платежей, которые лицензиат обязан выплатить за удержание лицензии. В частности, в закон «О неналоговых платежах» в августе 2012 года введена новая статья, по которой все пользователинедр, получившие право на любой вид пользования, то есть и на поиск, и на разведку, и на разработку месторождений полезных ископаемых, обязаны оплачивать этот платеж.
В какой бюджет попадут эти платежи?
Согласно закону «О неналоговых платежах», суммы платежей за удержание лицензий должны поступать в бюджеты органов местного самоуправления. По всей вероятности, законодатель учел имевшие место многочисленные выступления жителей различных населенных пунктов, направленные против компаний, занимающихся на их территории разработкой недр. И теперь эти платежи должны существенно пополнить бюджеты органов местного самоуправления и пойти на улучшение жизни местных сообществ.
Когда деньги начнут поступать местным сообществам?
По новому закону, поступление этих средств должно было начаться уже в октябре 2012 года. Дело в том, что новый закон КР «О недрах» вступил в силу 17 сентября текущего года, и компании, получившие лицензию после этой даты, обязаны в течение 30 дней со дня ее выдачи уплатить в республиканский бюджет бонус, а в местный бюджет — лицензионный платеж за первый год действия лицензии.
Что касается компаний, которые получили лицензии до 17 сентября 2012 года, то они в октябре должны были оплатить лицензионные платежи за все годы, прошедшие с момента получения ими лицензии. (Например, если лицензия была получена в 2010 году, то компания должна оплатить лицензионные платежи за 2010, 2011 и 2012 годы).
Так в чем же положительная сторона?
Подход законодателя следующий: компании, осуществляющие поиск или разведку полезных ископаемых, берут лицензию и начинают работать. Каждый год они обязаны оплачивать в местный бюджет лицензионный платеж, который будет кратно увеличиваться за второй год удержания лицензии и еще более кратно — в последующие годы. Как видите, в этих отношениях отсутствует человеческий фактор, и компания сама заинтересована как можно быстрее провести поисковые или разведочные работы и освободить отработанные площади, так как в противном случае им придется платить еще большие суммы за счет ежегодных кратных увеличений лицензионных платежей.
То же самое будет происходить и с компаниями, получившими лицензию на разработку месторождений полезных ископаемых. Получив лицензию, они должны подготовить технический проект и получить к нему ряд экспертных заключений. Так вот, в период такого проектирования и строительства горнодобывающего предприятия, эти компании должны оплачивать лицензионные платежи. Этот платеж исчисляется кратно расчетному показателю за гектар лицензионной площади и будет платиться до того момента, пока компания не выйдет на проектную мощность.
Таким образом, законодатель вместо коррупционного механизма ввел экономический режим, который регулирует взаимоотношения между государством и недропользователями. И деньги попадут не в карманы бывших крупных руководителей, как обычно утверждают пришедшие на их место новые руководители, а жителям местных сообществ, на улучшение их жизнедеятельности.
И как сработал этот экономический режим?
В том то и дело, что он до сих пор даже не начал работать. Законы приняты, и в них прописано, что порядок и сроки уплаты лицензионных платежей должны быть установлены правительством КР, исходя из требований нового закона о недрах. Но кабинет министровдо сих пор не исполнил это поручение. Помимо прочего, последний не принял еще ни одного нормативного правового акта, реализующего данный закон. Идет либо явный саботаж, или их «текучка» заедает, либо не хватает профессионализма, а может быть происходит обычный бюрократизм, о котором писал еще Владимир Маяковский.
Какой орган правительства несет ответственность за ситуацию?
На мой взгляд, вся полнота ответственности ложится на Министерство экономики и антимонопольной политики КР, на которое по новому закону о недрах возложены функции по разработке государственной политики, а также нормативных правовых актов в сфере недропользования. Именно из-за недееспособности данного ведомства и других членов кабмина вновь наступил кризис в сфере недропользования, а все шишки за это необоснованно валятся на Госагентство по геологии и минеральным ресурсам, у которого остались лишь функции по реализациигосполитики в данной сфере. Без этих правовых актов Агентство ничего не может сделать.
Не хочется думать об этом, но неотвратимо напрашивается мысль о том, что исполнительная власть не торопится в деле искоренения коррупционных механизмов.
С чем связано появление таких мыслей?
Они связаны с событиями, которые происходят последние 3-4 месяца. Как Вы помните, проблемы у компаний, работающих в горнодобывающей отрасли, начались после апрельской «революции» 2010 года, пока было состояние безвластия, активной национализации инвестиций, практики, так называемого «обезжиривания» и беспредела со стороны «красных», «черных» и пр.
Затем сформировалось Правительство, и в Министерство природных ресурсов назначили человека по признаку партийности, а не исходя из его профессионализма. Он и положил начало краху горнодобывающей отрасли страны. Затем его заменили еще одним, более молодым «реформатором». Характерно, что оба они не являются специалистами в горнодобывающей сфере и ни одного дня не работали в ней. Период работы этих двух руководителей запомнился тогда всем лозунгом борьбы с коррупцией в возглавленном ими ведомстве. Результат такого призыва — изгнание многих профессиональных кадров. Активно помогали им в этом в то время первые лица кабинета министров, парламентские фракции и силовые структуры.
Итогом деятельности этих незадачливых чиновников стало следующее: (1) до сегодняшнего дня остаются не рассмотренными материалы огромного количества компаний, внесенных в Агентство по геологии еще в 2011 году; (2) последний глава данного Агентства арестован по обвинению в совершении должностных преступлений; (3) по оценке, данной премьер-министром на совещании с представителями горнодобывающих компаний в сентябре текущего года, все лицензии, выданные в этой отрасли на дату совещания, были получены коррупционным путем.
Это оценка действующего главы правительства?
Да, это было сказано им. Его позиция по данному вопросу заставляет задуматься над двумя аспектами. Первый свидетельствует о том, что и во время правления временного правительства, и в последующем, когда кабинет министров был сформирован коалиционным большинством, в профильный орган по недропользованию и в составы Комиссии по вопросам лицензирования недропользования направлялись только коррупционеры.
Второй аспект касается нынешнего взгляда исполнительной власти на политику в сфере недропользования. На мой взгляд, ни в правительстве, ни среди отдельных парламентариев до сих пор не установилось правильное понимание новых отношений, которые ими же были введены в новом законе о недрах. Они до сих пор придерживаются прежних отношений, от которых законодатель отказался как от коррупционных.
Речь идет вот о чем. Я упоминала ранее, что в Агентстве по геологии скопилось огромное количество заявок на продление лицензий и лицензионных соглашений, не рассмотренных еще с 2011 года. Согласно новому закону, заявки должны быть удовлетворены, компаниям выданы лицензионные приложения к лицензиям, и они в течение 30 дней сразу оплатят в местные бюджеты годовые платежи за удержание лицензий.
Однако чиновники правительства и Минэкономики, от которых зависит принятие решений по этим вопросам, как стало очевидно, не хотят этого делать. И об этом свидетельствуют 2 фактора. Первый – это то, что до сих пор не приняты упомянутые мною 5 положений, дающие возможность Агентству разгрести свои «Авгиевы конюшни». Второе: и кабмин и Минэкономики продолжают в нарушение ими же инициированного закона создавать комиссии для определения, выполнили ли те или иные компании условия лицензионных соглашений, или нет.
Что это, опять возврат к коррупционным схемам?
Не думаю, так как принятые в стране законы не позволят им этого. Но кто-то должен вмешаться и потребовать от них исполнения требований закона. Надеюсь, что это сделают президент или парламент.