Создание Министерством финансов бюджетной прозрачности сыграло положительную роль в продвижении Кыргызстана в списке коррумпированных стран. По данным«Transparency International», по сравнению с 2011-м годом, в 2012-м республика переместилась с 164-го места на 154-ое.
Введенное в прошлом году в жестких рамках обязательное декларирование чиновниками, а также гражданами, занятых в экономической сфере, личных доходов стало еще одним шагом в преодолении коррупционных преград. В свою очередь, все это стало возможным благодаря силовой поддержке правоохранительных органов, в первую очередь Госкомитета по национальной безопасности в целом и Антикоррупционной службы при нем, а также Генпрокуратуры и МВД. А те смело ринулись в антикоррупционный бой, имея за спиной политическую волю руководства страны.
Хоть эта воля, при всей своей позитивности, имеет меркантильное происхождение, факт того, что в борьбе с коррупцией начался сдвиг налицо. Отдельной строки заслуживает роль местных средств массовой информации в этом пока до конца не распознанном позитиве.
«Кыргызские газеты и интернет-издания настолько запугали чиновников своими разоблачениями, что они теперь их боятся. Народу и обществу необходимо зарядиться оптимизмом, научиться увидеть и позитив, успокоиться и внушать себе, что не все у нас плохо», — считает политолог Бакыт Бакетаев.
Но и с этими расхрабрившимися СМИ тоже не все ладно. Дело в том, что подавляющее большинство, если не сказать все, кыргызские средства массовой информации имеют так называемую смелость крыловской Моськи. То есть, лишь чувствуя за спиной мощную компроматную, а лучше лоббистскую подпорку в лице отдельных влиятельных чиновников существующего режима, или спонсорство местных олигархов. Есть и такие, которые пользуются финансово-идейной подпиткой бывших первых лиц.
В этом хитросплетении диспозиций и интересов сторон кыргызстанской политики особое место занимают спецслужбы. Как известно, с первых лет суверенитета к руководству органов национальной безопасности назначались люди со стороны из ближайшего окружения экс-президентов. Исключением стал лишь легендарный «Дед» — профессионал сталинской закалки и опытнейший разведчик Жумабек Асанкулов. Его уникальность заключалась в том, что он, в числе других своих преимуществ, отлично знал специфику не только своей родины, но и горячих точек планеты, Центральной Азии и Ближнего Востока. Сам неоднократно «ходил» туда на разведку.
Не будем вдаваться в подробности постсоветских костоломных чужеродных назначений на место главы ГКНБ (МНБ, СНБ) республики. Отметим лишь, что главным их результатом стала деморализация, разрушение привычных устоев и полный кризис кыргызских спецслужб. С другой стороны в стремительном, порою сумасшедшем калейдоскопе наших событий чекистам было не до родной специфики. Там нужны были политические фигуры. И вот, спустя более двадцать лет, руководителем Госкомитета национальной безопасности стал коренной чекист-генерал. И, на этом фронте сразу наступила тишина. Ушли в прошлое бесконечные брифинги, шумные пресс-конференции по поводу и без повода, длиннющие интервью руководителей спецслужб. Базар кончился, и чекисты ушли в тень. То есть, окунулись в стихию привычной, невидимой спокойной и сугубо профессиональной работы без политизированной трескотни. Новый шеф ГКНБ сразу заявил о себе, как о закрытом для посторонних лиц человеке. Только по острой необходимости к прессе выходят сотрудники соответствующей структуры и представляют лаконичную, исчерпывающую информацию о главных событиях и результатах своей деятельности.
Предыдущий глава ГКНБ Шамиль Атаханов должен был привести спецслужбы в чувство после долгой самостийности своих предшественников, пресмыкавшихся перед каждым режимом. Со своей миссией он справился и это можно ставить ему в заслугу. Следует отметить, что усилия Шамиля Атаханова во многом облегчили возвращение чекистов в родную стихию.
Про нового шефа ГКНБ Бейшена Жунусова при всем нашем старании ничего информативного найти не удалось. Известно лишь то, что у него, как и у всех чекистов советской школы, нормальные связи и контакты на постсоветском пространстве, особенно в России, что вполне соответствует наметившемуся, наконец, внешнеполитическому вектору Кыргызстана после малопонятных и неадекватных кульбитов в разные стороны света.
Генерал Бейшен Жунусов предельно осторожен в редких заявлениях для прессы. Первые его слова после нового назначения были о том, что он продолжит успешно начатый предшественником антикоррупционный бой. Последующие шаги его ведомства это подтвердили. Едва уловимая разница говорила лишь о том, что бой этот стал вестись чуточку профессиональнее и в рамках существующего законодательства, без излишнего шума. То есть, спецслужбы, по всей видимости, решили поменьше давать поводов для информационной шумихи вокруг своих операций.
Изюминка тут и в том, что при острой конкуренции других правоохранительных структур на антикоррупционном фронте, у последних все меньше остается зацепок для собственной выгоды и даже дезинформации. А попытки дезинформировать общественность все же предпринимаются. Последнее такое усилие проявилось в форме заявления Верховного суда Кыргызстана о том, что поимка и привод известного кримавторитета Камчы Кольбаева из Эмиратов вовсе не результат кропотливой работы ГКНБ Кыргызстана.
Главный судебный орган сообщил, что вор в законе будто бы добровольно явился и сдался кыргызским властям. Дилетантство тут в том, что даже если допустить подобное, в любом случае Кольбаева надо было живым и невредимым доставить на родину. Это могли обеспечить лишь чекисты. Фактом остается и то, что Погранслужба страны официально подтвердила пресечение границы кримавторитетом в жестком сопровождении сотрудников ГКНБ. Тем и отличаются секретные операции от обычных, что о существовании первых до последнего момента не знает никто. А вот для чего известного и очень влиятельного бандита под конец ушедшего года доставили в Кыргызстан — тема для отдельного разговора. Во всяком случае, при тщательном анализе главных прошлогодних наших событий выявляется, что истинная подоплека резонансной поимки в корне отличается от той, что муссируется в политических кругах и СМИ.