Помощник Госсекретаря США Роберт Блейк по вопросам Южной и Центральной Азии будет просить руководство Кыргызстана оставить военную американскую базу, чтобы использовать ее в военных действиях против Ирана. Такое мнение, сегодня, 12 января, в эксклюзивном интервью K—News высказал политолог Табылды Акеров.
В прошлом году помощник госсекретаря США Роберт Блейк трижды по неизвестным причинам откладывал свой визит в Кыргызстан, недавно стало известно, что он намерен приехать в страну 17 января. На ваш взгляд, какова цель его визита и есть ли какая-то связь между недавними межнациональными конфликтами на юге страны и его приездом?
Этот визит был запланирован. В прошлом году он несколько раз откладывался по причине смены правительства страны, сейчас ситуация стабилизировалась, Жогорку Кенеш принял бюджет. Я не думаю, что его приезд как-то связан с недавними событиями на юге Кыргызстана, но в любом случае Блейк будет интересоваться тем, что произошло, поскольку он – представитель крупной державы. Кроме того, мы знаем, что помощник госсекретаря США сначала посетит Туркменистан, а затем Кыргызстан. А после поедет в Германию, где сделает доклад по безопасности.
Как вы думаете, какие вопросы будут главными на повестке дня во время встречи?
Ранее планировалось, что в ходе визита стороны обсудят вопросы сотрудничества обеих стран в культурной, образовательной, гуманитарной сферах, а также вопросы соблюдения прав человека и другие социальные проблемы. Однако из-за того, что визиты откладывались, эти вопросы находились в подвешенном состоянии, возможно, что 17 января они будут уточнены, а по некоторым из них вероятно даже приняты соответствующие решения. Кроме того, мы знаем, что события в Сирии разворачиваются не в пользу президента Башара Асада, режим его правления близится к концу. После падения Асада на первый план для США выходят противоречия с Ираном, который противопоставляет себя Западу. Возможно, после его ухода США возьмется за Иран и, как прогнозируют эксперты, к концу марта или в начале апреля американцы начнут военную кампанию против этой страны.
Будет ли в связи с этим обсуждаться на встрече вопрос продления сроков пребывания американской авиабазы в Кыргызстане?
Я думаю, президент Кыргызстана имеет твердую позицию относительно пребывания американской авиабазы в стране. В 2014 году база должна стать Центром транзитных перевозок и отказаться от всякой военной составляющей. Примерно такой же позиции руководство страны будет придерживаться и во время переговоров с Робертом Блейком. Конечно, американцы будут выходить с заманчивыми предложениями, добиваться продления сроков ее пребывания или вообще отмены решения о выводе. Отмечу, США или силы НАТО имеют более 200 военных баз во всем мире и просто так не уходят. Однако в Москве, очень хорошо зная об этом, требуют, чтобы Кыргызстан вывел военную базу из страны. Это очень трудная задача, особенно на фоне того, что у США есть противоречия с Ираном, и военные действия вот-вот могут начаться. Думаю, если в марте или апреле начнется кампания против Ирана, то многие центральноазиатские государства будут держать нейтралитет, а некоторые, возможно, будут вынуждены сотрудничать с США. Например, выполнять какую-то помощь гражданского характера. Мы знаем, что сегодня в странах СНГ политическая обстановка не спокойная, потому оппозиция может воспользоваться этим и активизироваться, и тогда Россия не сможет защищать своих партнеров в силу возникновения проблем, связанных с собственной государственной безопасностью.
Вы сказали, что в конфликт могут быть вовлечены страны СНГ, в этом случае какую позицию должен занять Кыргызстан?
Если события будут развиваться так, то, возможно, Узбекистан и Казахстан тоже будут противодействовать Ирану. Поэтому Кыргызстану необходимо будет иметь свою четкую позицию относительно противостояния в Иране. Есть смысл торга. С гражданской позиции я считаю, что если бы международные финансовые институты согласились бы списать Кыргызстану 1,5 миллиарда государственного долга, то мы могли бы оказывать какие-то услуги в военных действиях. Так как сегодня каждый должен для себя решить, что выгоднее для региона. Владение Ираном атомным оружием и постоянные проблемы с мировыми державами или же определенное участие в военных действиях и полная ликвидация этой угрозы. Отмечу, атомные проекты Ирана противоречат политике Казахстана, который видит Центральную Азию свободной от ядерной зоны. Для такой горной страны как Кыргызстан подобные проекты являются угрозой национальной безопасности страны. Потому что атомные проекты являются одной из основных причин таяния ледников, засыхания Аральского моря и других. Поэтому мы сегодня должны взвесить все минусы и плюсы в решении проблемы с участием Кыргызстана в этом конфликте. Кыргызстан может показать себя как самостоятельное государство, выступающее с твердой позицией в отношении защиты своих интересов в регионе.
Но ведь лидер Ирана, Махмуд Ахмадинежад не раз заявлял, что в случае нападения США он будет бомбить американские базы независимо от того, где они будут расположены. Возможно, поэтому для Кыргызстана будет гораздо безопаснее вывести американскую базу до начала операций против Ирана, чем продлевать срок ее пребывания?
Я думаю, военная кампания против Ирана будет иметь очень локальный и краткосрочный характер, чем в Ираке. Потому в вопросе американской базы Кыргызстан будет занимать нейтральную позицию и настаивать на ее использовании только в гражданских целях. Нужно отметить, что в ближайшее время почти во всех странах Центральной Азии и России будет нарастать напряженность, возможны террористические атаки боевиков на Кавказе, нарастание межэтнических конфликтов в Ферганской долине. Мы не должны забывать, что сегодня практически весь арабский мир под контролем США и сил НАТО. Власть в этих странах лояльна к США и Западу, Россия сильно сдала свои позиции в арабском мире. Большинство террористических организаций, боевых формирований могут оказаться под влиянием спецслужб США и западных стран, которые будут использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу. Они будут ориентировать их и прибегать к различным отвлекающим приемам (вылазки боевиков, межэтнические конфликты), как методу давления на страны СНГ для того, чтобы они не поддерживали Иран. В противном случае, в странах Центральной Азии и России могут начаться митинги против существующих режимов. Возможно, кое-где, скажем, в Казахстане, произойдет революция. Поэтому страны будут придерживаться нейтралитета или участвовать в каких-то гражданских операциях. В целом, разработка атомных проектов в Иране представляет для Центральноазиатского региона большую угрозу, чем участие в военных действиях против Ирана. Вероятно, что Узбекистан уже готовиться к этому, поэтому он вышел из ОДКБ и снял с себя все обязательства перед этой организацией. Не исключено, что Узбекистан будет задействован в этих операциях куда более активно, чем Кыргызстан, к тому же есть вероятность, что США против Ирана поддержат Туркменистан и Грузия.