Цель визита заместителя Госсекретаря США Роберта Блейка в Кыргызстан – переговоры по продлению пребывания Центра транзитных перевозок на территории страны. Это очень конкретное заявление в общепринятой дипломатической практике было озвучено «Голосом Америки» накануне центрально-азиатского вояжа высокопоставленного американского дипломата.
Кто такой Роберт Блейк
Элитный дипломат. Возможно, самый компетентный специалист Госдепа США по Центральной Азии. Именно его оценка, по мнению аналитиков, определяла позицию американской администрации в регионе. В связи с болезнью Хиллари Клинтон его вполне можно считать главным дипломатом последних дней предыдущей команды Барака Обамы. Как известно, 20 января для предыдущего президента США официально начнется второй срок в Овальном кабинете Белого дома. Кандидатура нового главного дипломата Джона Керри в качестве Госсекретаря должна пройти утверждение в Сенате, и только потом можно будет говорить о приоритетах во внешней политике. Ибо многие считают, что такое назначение несколько смягчит позицию США по ключевым вопросам внешней политики. А пока Роберт Блейк, как представитель более жесткой дипломатии первого срока Барака Обамы, приехал в Бишкек с непростой миссией, которую даже не стали скрывать за обычными дипломатическим экивоками, а фактически озвучили все до начала вояжа.
Азиатское гостеприимство
Азия – регион, где всегда с почетом относились к гостям. Это менталитет и большинства народов, здесь проживающих, и государственных институтов, здесь работающих. Вчера американский дипломат встретился и с президентом, и с премьером. Сегодня продолжится работа в двустороннем порядке. Короче, радушие гарантировано, тем более что Соединенные Штаты для нашей страны – один из международных партнеров, от которого развитие Кыргызстана находится в определенной зависимости. И как у любого спонсора в любом деле всегда находятся некоторые малые пожелания, которые бы он хотел получить взамен. Цель приезда Роберта Блейка озвучивается совершенно конкретно. Пролонгация пребывания американской базы на территории Кыргызстан после 2014 года. Встретят то хорошо, но вот договорятся или нет, вопрос для американской стороны пока остается открытым.
Своими именами
Хорошо быть журналистом. Можно вещи называть своими именами. Вполне достаточно политкорректности. Поэтому говорить лучше не про Центр транзитных перевозок (каким он считается де-юре), а про американскую военную базу «Манас», которой она остается де-факто. Вопрос в другом. Остается или нет? Почти как у Шекспира. И страсти здесь кипят не меньше, чем у классика. В предыдущий раз, так остро поставленный вопрос по базе, если и не стоил Курманбеку Бакиеву потери президентского кресла, то точно стал отправной точкой конца эпохи его правления. Сегодня ситуация совершенно аналогичная. Есть громкие заявления со стороны Кыргызстана, из уст президента, что контракт по базе продлен не будет. Но также есть предположение, что американцы опять договорятся с кыргызской властью. Дипломатия непредсказуемая. Всегда есть не только возможность компромисса или нахождения общих точек зрения. По крайней мере, и США, и Россия, и еще один «крупный игрок» Китай – все заинтересованы в стабильности региона. В последние несколько недель СМИ начали муссировать точку зрения, что именно американская база «Манас» – чуть ли не единственный гарант стабильности в Кыргызстане. Весьма сомнительное заявление с точки зрения уже сформированной системы региональной безопасности, активным членом которой Кыргызстан является. Но ведь в этом может быть и другая сторона медали в виде американских предложений, которые могут устроить всех. Исключать такую возможность не стоит.
Тест для общества – экзамен для президента
По большому счету все очень прозрачно и понятно. Уходящая американская администрация на излете своей деятельности продавливает концепцию развития региона, которой она следовала четыре года. Хороший дипломатический маневр на переходный период. Не получится – есть на кого списать, получится – тоже здорово, новой команде переходит призовой бонус. Барак Обама в любом случае не проигрывает. Маленькая позиционная хитрость в борьбе с проблемами в собственном государстве. Но нас гораздо больше интересуют дела в государстве нашем.
Ситуация, как оголенный провод под током. С одной стороны – обещания и заявления власти о том, что пролонгации пребывания не будет. Плюс обязательства перед ОДКБ, в документах которой прописано, что военные объекты третьих стран могут находиться на территории страны-члена ОДКБ только в случае единогласного согласия всех остальных членов организации. И еще, не так давно подписанные с Россией документы, как на инвестиционные проекты, так и на грантовые поступления. Казалось бы, для руководства Кыргызстана ситуация совершенно однозначная. Но так уже было в 2009 году, и тогда американцы нашли возможности пролонгировать пребывание в Кыргызстане своего военного объекта. Пусть и под другим названием.
Президент пока слово держит
Сейчас власть и, в первую очередь, президент как под увеличительным стеклом. Смогут ли они противостоять американским доводам. Результат сразу увидит и общество внутри страны, и международное сообщество. Имидж Кыргызстана выставлен на кон.
Вчера президент Алмазбек Атамбаев на встрече с Робертом Блейком подчеркнул, что после 2014 года а аэропорте «Манас» не останется военной составляющей. Такая позиция лидера государства определенно вызывает уважение. Более того, в свете уже провозглашенных на будущее возможностей перепрофилирования военной базы в гражданский логистический центр остается возможность компромиссов. И очевидно, что власть Кыргызстана все это хорошо понимает. В самое ближайшее время стоит ожидать определяющих решений в этом непростом вопросе. Но есть все основания полагать, что наша страна с честью выйдет их этого положения.
Приходит время ставить запятую, чтоб через год поставить точку в этом непростом вопросе.