Первый учитель: Полнометражный укор из прошлого

Автор -
532

И снова о кино. К великому своему стыду, за все годы своей жизни я так и не удосужился посмотреть фильм Андрея Кончаловского «Первый учитель». И вот, спустя 48 лет с момента выхода фильма, когда его оцифровали и выпустили ограниченным тиражом, я смог его увидеть.

В столичном «Loft Цехе» запустили проект «Уроки первого», в рамках которого рассматриваются и обсуждаются фильмы под тэгом «Кыргызское чудо». Куратор проекта Гамал Боконбаев поделился своими мыслями по этому поводу и рассказал современной молодежи о значимости этой вехи кыргызского кино.

Рассказывать о фильме не имеет смысла. Все мы читали повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель» и все мы просто обязаны посмотреть его экранизацию. Различия между ними, конечно же, есть. Фильм получился намного сильнее и ужасающе правдивее книги. Не в обиду Чингизу Торекуловичу будет сказано.

Картину требовали «смыть», поставить на полку, а лучше сжечь. И было за что. Андрей Кончаловский снял поистине свободный фильм, в котором обсуждались вопросы, немыслимые для советского человека. Да за одну только фразу «А Ленин умрет?» можно было схлопотать ссылку в места не столь отдаленные.

Но спасла «оттепель». Сталина уже не было в живых, а Кончаловский был из тогдашней элиты. И по заявлению Гамала Боконбаева, только мажор мог позволить себе создать компиляцию, вдохновившись западными работами.

Режиссер показал немытую Киргизию. И на это представители титульной нации Киргизской СССР очень обижались. Невежественные, живущие под страхом и предрассудками кыргызы только-только начали понимать и осознавать, что время баев прошло и их нельзя в этом винить. Другие народы также проходили через это, только у нас это случилось в 20-ых годах прошлого века. И грех обижаться на правду.

К сожалению, история вновь повторяется. Так уж получилось, что свобода слова в Кыргызстане есть, а свободы мысли нет. Никто и не пытается снять «Первого учителя», никто не хочет обнажать и показывать — нет, даже не проблемы, а образ жизни современного кыргыза. Это с виду мы цивильные, интеллигентные и законопослушные граждане демократичного Кыргызстана. А на деле все те же кыргызы из фильма Кончаловского.

Мы смеемся над либералами, называем их утопистами и привыкли материть, но не возражать баям-чиновникам. Мы с радостью идем сменять одних богатеев на других, за бутылку водки и обещания высоких постов. Мы отдаем им своих дочерей (да, мне 21, у меня нет детей. Я про дочерей народа говорю) на поругание, утешая себя мыслью о калыме. У нас есть новомодные девайсы, доступ в интернет, возможности общения с людьми, у которых можно поучиться, а вместо этого мы смотрим порно и пользуемся приложением Gang with friends.

Нурбека Эгена с его «Пустым домом» засмеяли, осудили и даже не попытались понять. Но в глубине души поняли, осознали, но отказались поверить той суровой действительности, что нас окружает.

Мы сколько угодно можем гордиться своими древними корнями, обычаями и землей. Гордиться и не следовать заветам предков. Все знают и восхваляют Манаса, но никто не почитает его семь заповедей. И пока мы не признаемся себе в своих темных сторонах, мы не сможем понять Кончаловского и Эгена, и не сможем снять что-либо подобное.

Поделитесь новостью