Намедни в одном из наиболее интригующих и изобличающих интервью, транслирующихся канадской программой «ProEDGE WIRE», особое внимание уделили тактике одной из крупнейших китайских редкоземельных компаний.
Об этом ведущая популярной передачи побеседовала с главным исполнительным директором компании «Стэнс Энержи Корп.» Робертом Маккейем.
Напомним, что «Стэнс Энержи» принадлежит месторождение редкоземельных элементов Кутессай-II, расположенное в Кыргызстане.
Кроме всего прочего, ведущая программы вышла на связь со старшим консультантом по редкоземельной промышленности Аластаром Нейлом, работающим в данной отрасли более двадцати лет.
«Роберт, в последний год у вас произошло много событий, не могли бы вы вкратце рассказать нам о них», — интересуется зарубежный журналист.
Спасибо, Трейси. В этой беседе я впервые раскрою подробности срежиссированной атаки на нашу компанию со стороны китайских организаций, имеющих связи с общественными деятелями Кыргызстана. Информация, которую я намерен представить, очень щепетильна, и я подготовил письменное заявление, чтобы точно все изложить. Информация эта очень важна и мы не хотим упустить ни одного значимого факта.
Компания «Стэнс Энержи» имеет дело с судебным иском, возобновленным Генеральной прокуратурой Кыргызстана. Подчеркну, что инициаторами происходящего являются отдельные члены парламентской фракции «Ар-Намыс». Теперь эта отрежиссированная атака сосредоточена на законности принадлежащей нам лицензии на недропользование на месторождение Кутессай-II, приобретенной нами на открытом государственном аукционе в декабре 2009 года. В конце июня 2012 года парламентский комитет Жогорку Кенеша, под предводительством депутата от фракции «Ар-Намыс» Нуржан Бадыкеевой, незаконно дал указания Государственному агентству по геологии и минеральным ресурсам аннулировать наши лицензии на месторождения Кутессай-II и Калесай, а также выставить их на новый государственный аукцион. Эти решения были оспорены нами в суде, и 15 ноября 2012 года суд вынес положительные для нас решения. Кроме того, 10 сентября 2012 года мы были вынуждены подать иск против Государственного агентства геологии КР, так как агентство издало приказ о приостановлении работ на карьере сроком на 30 дней без веских на то оснований. В конечном счете, наша компания выиграла оба процесса, как против Агентства геологии, так и против парламентского комитета. Мы думали, что все судебные тяжбы уже окончены, когда парламентский комитет, по инициативе депутата Бадыкеевой, отозвал официальную апелляцию. Специально для тех, кому интересны подробности, я подготовил постановления суда и прошу вас показать их зрителям. Ознакомившись с ними, становится понятна нелепость исков против «Стэнс Энержи» в судебных баталиях, длившихся 9 месяцев.
«Межрайонный суд города Бишкек постановил, что:
Юридические мотивировки решения были описаны в постановлении суда, предоставленного Компании. Суд постановил, что Комитет совершил ряд ошибок и нарушений в вопросе процессуального и материального права, включая:
— Неуведомление Государственного агентства геологии о проведении расследования в установленный срок;
— Несоблюдение надлежащих процедур проведения расследования;
— Отсутствие соответствующих записей проведения проверок или протоколов заседаний Комитета. В данном случае, Комитет не вел протокол и, таким образом, протокол заседания не был предоставлен суду;
— Недопущение представителей компании ОсОО «Кутисай Майнинг» к соответствующим заседаниям Комитета;
— Действия вне сферы полномочий при попытке незаконного вмешательства в действия органа исполнительной власти и деятельность Правительства КР, а так же Государственного агентства геологии».
Сейчас нам известно, что атаки на нашу компанию не окончены. 15 марта этого года Генпрокуратура КР инициировала судебный процесс против Государственного агентства по геологии КР, касающийся получения нами в 2009 году на государственном аукционе лицензии на недропользование сроком на 20 лет. В этом процессе наша дочерняя компания в Кыргызстане – ОсОО «Кутисай Майнинг», – представлена, как соответчик.
Каковы же мотивации недавнего иска?
15 июня 2012 года Госагентство по геологии продлило лицензионное соглашение со «Стэнс». В том же месяце, мы встретились с представителями компании ОсОО «Baotou Hongbo Technology». Данной компании ранее принадлежали 60 % акций ОсОО «Central Asia Metals», владевшей лицензией на «Кутессай-II» с 2006 по 2009 годы. Весной 2012 года компания «Baotou Hongbo» связалась с нами по электронной почте, прося о встрече в Китае, но мы отклонили эту просьбу, и они согласились встретиться в Кыргызстане.
После встречи с представителями «Hongbo/Baotou» и с людьми, которых нам представили, как представителей китайского правительства по редкоземельной отрасли, мы быстро осознали, что сотрудничество с этой группой не в интересах наших акционеров.
На размещенной фотографии с сайта компании «HongBo» присутствуют их сотрудники из КР.
Нам они заявили, что они смогут возобновить производство на месторождении Кутессай-II за 10 миллионов долларов США удвоив объем производства относительно исторического уровня. На тот момент наша рыночная капитализация превышала 100 миллионов долларов, а эта группа намеревалась приобрести 60 % проекта за 6 миллионов долларов. Кроме того, что их предложение нелепо, предложенная ими структура противоречила законам КР. Эти люди не профессионалы и обладали неверной информацией; посчитав, что мы теряем свое время, мы завершили встречу. Вскоре после этого, они направили нам письмо от 26 января 2012 года, в котором они угрожали, что будут работать против нашей компании и наших интересов в Кыргызстане.
Именно в этот день Нуржан Бадыкеева, начала свою риторику.
С того дня 2012 года «Hongbo/Baotou» предпринимала активные попытки вернуть лицензию на месторождение Кутессай-II и одновременно связывалась с крупными международными редкоземельными компаниями, заявляя о владении лицензией.
Вот одна цитата из письма «HongBo»:
«Наша компания заполучила поддержку правительства Китая, если вы не будете с нами сотрудничать на следующем этапе, мы найдем крупную национальную компанию для сотрудничества в развитии данного проекта».
Выходит, что компания «BaotouHongbo» пытается продать вашу лицензию? Что вам известно об этом?
Интересно, что в июле 2012 года со мной связались представители компании «Solvay/Rhodia», предоставив информацию о китайской компании, заявляющей о праве собственности на Кутессай-II. На тот момент мы тревогу бить не стали, поскольку закон на нашей стороне.
В конце 2012 года компания «HongBo» написала 3 письма различным представителям правительства Кыргызстана, признавая, что они выделили 100 тысяч долларов для подкупа правительственных должностных лиц для удержания лицензии в 2009 году. Однако в письме они утверждали, что их долевой партнер, который должен был доставить взятку, оставил деньги себе, не заплатив государственному служащему, чье имя указано в письме.
То есть, они написали не одно, а 3 письма различным чиновникам Кыргызстана, где они утверждали, что они пытались подкупить правительство.
Похоже на шпионский роман. Можно мне посмотреть эти письма?
Конечно. Они переведены на русский и английский языки. И здесь я бы хотел, чтобы вы связались с Аластаром Нейлом и пригласили его к разговору, так как в конце 2012 года компания «HongBo» связалась с ним для обсуждения месторождения Кутессай-II.
Краткое досье на Аластара Нейла: Г-н Нейл получил степень магистра делового администрирования в университете Йорк и степень бакалавра технических наук материаловедения в университете Западного Онтарио; занимал должность вице-президента компании «DachaStrategicMetals» и является вице-президентом по коммерческому развитию компании «AMRTechnologiesInc.».
Аластар, что вы скажите?
Спасибо, Трейси. Кратко изложу хронологию и мое участие в проекте. В конце 2012 года ко мне обратился один мой знакомый, работающий в китайской редкоземельной промышленности, с просьбой встретиться с г-ном Лю из компании «HongBo Baotou» для обсуждения редкоземельного проекта в Кыргызстане. Меня спросили смогу ли я найти инвесторов для такого проекта. Я встретился с г-ном Лю в конце января в г.Баотоу с целью понять их позицию и, что именно они искали, относительно инвестиций.
Он объяснил, что изначально лицензия принадлежала их компании «Central Asia Metals» и, что они считают, что лицензия была несправедливо у них отобрана. Он также рассказал, что на данный момент его компании ОсОО «Baotou Hongbo Technology» принадлежит 67 % акций «Central Asia Metals», 13 % акций принадлежат представителю в Кыргызстане, еще 20 % компании удерживаются представителями для сотрудничества с правительством Кыргызстана. В продолжение, он объяснил, что они смогут вернуть лицензию в середине или к третьему кварталу 2013 года при помощи их представителя за 1,5 миллиона долларов. После чего была проведена довольно сложная оценка месторождения и разработанной ими технологии для разделения элементов, оценив все это свыше 50 миллионов долларов. Они намеревались продать 51 % акций компании иностранному предприятию, чтобы запустить проект.
Очень много информации. Что еще они сказали?
Как я уже ранее говорил, они полагали, что смогут вернуть лицензию к середине или третьему кварталу через свои связи в правительстве, а возврат лицензии и владение месторождением Кутессай-II обойдется им в 1,5 миллиона долларов.
Мы говорим о взятке?
Я полагаю, что в китайском языке более известен термин «quanchi» (Куан Чи англ. QuanChi, — персонаж из серии игр MortalKombat. Является одним из самых могущественных колдунов и ключевых злодеев, применяющих как грубую силу, так и изощренную хитрость. Известный своей ловкостью и жестокостью, Куан Чи может объединиться с кем угодно, лишь бы приблизиться к собственным целям. — прим. автора), который в Поднебесной воспринимается по-разному и для разных людей означает разные вещи.
Продолжим. Как они намериваются финансировать проект?
По существу, это и есть причина моего визита. Они полагали, что мои связи на мировом рынке помогут привлечь международные инвестиции в проект, а также рассчитывали продать иностранному инвестору не менее 51 % доли, что фактически станет оборотным капиталом для его запуска.
Я уточню. У них не было денег для финансирования проекта, и они хотели продать 51 % и получить 50 миллионов?
По существу, меня пригласили, чтобы ввести в курс оценки проекта. Фактически, по их словам, они хотели продать большую часть доли, не менее 51 %, иностранному инвестору, который вложит деньги, а они запустят проект.
Спасибо вам, Аластар, за участие. Буду честна, Роберт, я поражена тем, на что китайская редкоземельная компания готова пойти, чтобы отобрать у вас Кутессай-II.
В Кыргызстане мы сталкивались с одной проблемой за другой, и теперь мы понимаем, почему нападки не ослабевали даже после того, как суды Кыргызстана неоднократно выносили решения в нашу пользу. Кроме того, теперь мы понимаем мотивы беспочвенных обвинений со стороны отдельных политиков. Эти действия доказали стратегическое значение владения и освоения такого месторождения тяжелых редкоземельных элементов с уже известным технологическим процессом, как Кутессай-II. В заключении хочу подчеркнуть, что это акцентирует значимость установления безопасных и гарантированных поставок РЗЭ для западных компаний, которые стремятся избежать доминирования Китая в этой отрасли.
Вы узнали об этом первыми на «ProEDGEWIRE». Спасибо, Роберт.
Благодарю, Трейси. Эти недели были очень трудными для нас и приятно, в конце концов, все прояснить.
Текст на основе видео-интервью подготовлен пресс-службой ОсОО «Кутисай Майнинг».