На всех уровнях власти говорят о недостатке квалифицированных представителей рабочих профессий и о проблемах, существующих в ПТУ. Основными причинами «слабого» состояния данной ниши системы образования эксперты называют слабую материально-техническую базу, а точнее — ее физическую и моральную изношенность, недостаток преподавательского состава, необходимость модернизации учебного оборудования и методик обучения в целом.
В нашей системе профтехобразования (ПТО) функционирует 110 учебных заведений: 103 профессиональных лицея, 6 профучилищ при исправительных учреждениях Государственной службы исполнения наказаний и один Индустриально-педагогический техникум. Подготовка специалистов проводится по 120 профессиям. Всего в системе ПТО обучается более 30 тысяч человек, около 70 % из которых получают образование на бюджетной основе. В основном, это люди из социально уязвимых слоев населения.
Отсутствие государственной политики в отношении профобразования
Система ПТО зародилась в Германии, где основными заказчиками рабочих кадров всегда являлись крупные предприятия. Они формировали стандарты на профессии, на квалификационные требования, по которым готовились кадры. В союзной индустриальной державе данная система также успешно существовала.
Об отсутствии или слабой материально-технической базы, недофинансировании и речи не было. С приходом же Кыргызстана к рыночной экономике сошло на нет количество заводов и фабрик. Качество подготовки у молодых специалистов стало хуже, чем было в советское время, появились проблемы финансирования.
Экс-министр образования, депутат Жогорку Кенеша Каныбек Осмоналиев (Ар-Намыс) считает, что государство не проводит надлежащую работу по улучшению, реформированию системы профессионального образования. По его словам, за 20 лет оно полностью развалило эту сферу.
«Государство делает вид, что выделяет деньги на поддержку начального профессионального образования. На самом деле оно самоустранилось из данной сферы образования, не проводит в отношении ее никакой политики. Наша главная беда заключается в том, что мы хотим сохранить ту систему, которая была при Союзе. В результате мы практически полностью развалили систему профессионального технического образования. Она выпало из общей сети системы образования Кыргызстана», — говорит парламентарий.
Действительно, сегодняшняя ситуация в системе ПТО диктует необходимость проведения принципиальных реформ. По мнению Каныбека Осмоналиева, нам нужно перенимать опыт Казахстана, Узбекистана, России и зарубежных стран, передав ПТО в ведение Министерства образования и науки.
«В странах СНГ, на западе профессиональное образование рассматривают как звено одной цепочки. А мы искусственно выделили ее. А что надо было делать? Надо было ввести систему ПТО в состав Министерства образования и науки по принципу непрерывности и, учитывая мировой опыт, ввести дуальную систему образования. Почему бы параллельно, начиная даже с 5 класса, не дать школьникам азы начального профессионального образования? Вот это и есть революция! Немцы, англичане так и делают. Но этим вопросом сейчас никто не хочет заниматься. Система профтехобразования передавалась то Министерству труда и соцзащиты, была и отдельным органом, а сейчас в ведении Министерства труда, миграции и молодежи», — подчеркнул он, добавив, что в соседних странах — России и Казахстане — вопросы начального профтехобразования имеют особый статус.
Инициатива нардепа пока встречает мощное сопротивление. «С одной стороны Минобразование не хочет брать на себя обузу, с другой – Агентство профтехобразования не хочет терять лакомый кусочек».
«Есть начальное профессиональное образование, есть среднее и высшее образование. Почему мы должны их держать обособленно? Да потому что сейчас очень привлекательным являются зарубежные финансовые институты, которые нам помогают. Данная сфера стала кормилицей политиков с необузданным аппетитом! Первых лиц интересуют исключительно подачки. В частности, 5 лет назад Азиатский банк развития выделил 10 миллионов долларов, который съели успешным образом. Сейчас еще получают 20 миллионов долларов», — сказал народный избранник.
Директор Агентства профессионально-технического образования Таалайбек Чолпонкулов считает, что профессиональное техническое образование должно быть ближе к системе Министерства труда, миграции и молодежи.
«Данная инициатива депутата, на мой взгляд, обусловлена тем, что он хочет создать единую систему управления образованием, ступенчатую интегрированную программу. Но профессиональное техническое образование должно быть ближе к рынку труда, к работодателям. Ведь Агентство осуществляет обучение взрослого безработного населения, трудовых мигрантов, которые востребованы как на рынке труда Кыргызстана, так и в соседних странах. Если мы отдадим эту сферу Министерству труда, миграции и молодежи, то это позволит оперативно решать возникающие вопросы», — считает чиновник.
Дайте деньги, и мы сделаем конфетку
В обществе поднимается и вопрос качества образования, которое, как признаются сами представители ПТУ, связано с устаревшей учебной программой и материально-технической базой.
«Что мы можем поделать, если нам не выделяют достаточно средств для развития», — говорят преподаватели училищ. С этим фактом не поспоришь. С обретением независимости, система профобразования Кыргызстана «законсервировалась». От некогда мощной технической базы остались лишь здания, а государство выделяет средства только на защищенные статьи, то есть на социальные отчисления и заработную плату учителей, которая — зарплата — своим размером тоже особо не радует.
Как сообщил директор Агентства профессионально-технического образования Таалайбек Чолпонкулов, ведомству из бюджета выделяется порядка 900 миллионов сомов.
«В основном средства выделяются на защищенные статьи – заработную плату, социальные выплаты и отчисления. А на развитие системы, на приобретение новых учебников и оборудования, на ремонт зданий средств, практически, не остается», — сказал он. Директор отметил, что они активно сотрудничают с международными донорскими организациями, такими как Азиатский банк развития, Евросоюз, GIZ, которые оказывают соответствующую поддержку.
В настоящее время проводятся процедуры ратификации соглашения, подписанного правительством в лице Министерства финансов и Азиатским банком развития о выделении 20 миллионов долларов, из которых 10 миллионов долларов гранта, 10 миллионов – кредита.
«Проект направлен на развитие начального профессионального и среднего технического образования. Средства предназначены на укрепление материально-технической базы учебных заведений, повышение квалификации преподавателей, разработку новых, современных учебных планов и программ», — пояснил Таалайбек Чолпонкулов.
Хочется верить, что средства доноров действительно будут направлены на вышеизложенные цели и успешные результаты не заставят ждать.
Наши кадры на высоте!
Министерство молодежи, труда и занятости отмечает, что на рынке труда наблюдается острая нехватка технических работников и обслуживающего персонала. Самыми востребованными профессиями на кыргызстанском рынке труда являются строители и швеи.
По данным молодежной биржи труда, 90 % заявок от работодателей поступает на работников с профтехобразованием: водителей, официантов, поваров, парикмахеров, секретарей. В то же время, в стране ощущается переизбыток юристов и экономистов, не всегда отвечающих требуемым знаниям и навыкам.
«Молодым людям с высшим образованием труднее устроиться на работу, чем выпускникам профтехучилищ. 90 % окончивших ПТУ трудоустраиваются, а 10 % — переквалифицируются или повышают квалификацию. При этом стоить отметить, что представители рабочих профессий пользуются спросом в соседних странах. У нас заработная плата строителя составляет 10-15 тысяч сомов, тогда как в Казахстане – оплата труда составляет порядка 1 тысячи долларов», — отметил глава молодежной биржи труда Азиз Идрисов.
По его словам, конкуренцию по рабочим специальностям кыргызстанцам составляют специалисты России и Беларуси. А вот «узбеки, таджики, казахи, азербайджанцы — нам не конкуренты».
«Наших берут в первую очередь, наши кадры на высоте!», — говорит руководитель молодежной биржи труда.
С бизнес сферой у Агентства профтехобразования выстроены хорошие отношения. Учебные заведения имеют десятки договоров с работодателями, тем самым решаются вопросы прохождения практики и трудоустройства.
Как отметил Таалай Чолпонкулов, распоряжением правительства был создан Национальный совет по развитию профессиональных навыков. В него вошли представители ключевых министерств, а также объединения работодателей.
«Таким образом, мы создали площадку для диалога между правительством и бизнес сообществом, где решаются вопросы, проблемы и перспективы профессионального образования. Кроме этого, Агентство заключило ряд договоров с Ассоциацией «Легпром», Гильдией поваров Кыргызстана и с другими объединениями», — сказал он.
Несмотря ни на что, власти все же понимают, или должны понимать, что эта система — жизненно важный инструмент, от которого зависит в целом и занятость населения, и рост экономики страны, и другие важные вопросы национального, территориального, отраслевого значения. Здесь важно, что именно посредством ПТО государство оказывает поддержку малообеспеченным слоям и другим особым группам населения, которым предоставляется возможность не только продолжать общее образование, но и получать профессиональную подготовку.