История одной картины: Тайна птицы Царь-девицы

…Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…

Знакомо? Все вспомнили 4-класс и сказку о «Царе Салтане»? А помните иллюстрацию в учебнике – М.А. Врубель «Царевна-лебедь»? Вспомнили? Кто из нас не видел эти удивительной синевы глаза на тонком, бледном и прекрасном лице царь-девицы? Я думаю, каждый, кто хоть раз в жизни открывал учебник по русской литературе.

Так вот, оригиналом этого шедевра может полюбоваться всего за 40 сомов каждый бишкекчанин или гость столицы. Да, конечно, все знают, что живописное полотно  с одноименным названием находится в Москве в Третьяковской галерее. Но, дело в том, что в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств (КНМИИ) имени Гапара Айтиева хранится редчайшая работа Михаила Врубеля «Царевна-лебедь», выполненная в технике майолики (майолика (итал. maiolica) — вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые  непрозрачной глазурью).

Как рассказала KNews заведующая отделом скульптуры КНМИИ имени Гапара Айтиева Любовь Гузева, в музей картина поступила в 1962 году, благодаря личным связям и усилиям жены первого секретаря ЦК КП Киргизской ССР Кульжике Ниязалиевны Усубалиевой, которая приобрела майолику у известной советской певицы Лидии Руслановой.

«Датировка майолики «Царевна-лебедь» под сомнением – достоверно неизвестна. Мы предполагаем, что это один из сюжетных вариантов картины «Царевна-лебедь», которая хранится в Третьяковской галерее», — отметила Любовь Гузева.

По ее словам, майолика долгое время не экспонировалась, так как поступила в музей с повреждениями, и была законсервирована.

«Керамика – хрупкий материал. Возможно, майолика была разбита во время транспортировки. Квалифицированных реставраторов в республики нет. Поэтому после обсуждения на ученом совете решили изготовить для майолики специальную витрину и выставить в экспозицию», — рассказала заведующая отделом скульптуры.

Произведение «Царевна-лебедь» экспонируется в русском зале КНМИИ имени Гапара Айтиева с 2005 года.

Рождение шедевра

Осенью 1889 года Михаил Александрович Врубель жил в подмосковном Абрамцеве, в имении известного мецената и покровителя искусств Саввы Игнатьевича Мамонтова. Здесь, работая в гончарной мастерской, он открыл для себя искусство майолики. Так возникли красочные изразцовые камины с русскими богатырями, скамьи с русалками; играющие переливами цвета сказочные скульптуры «Садко», «Снегурочка», «Лель», «Берендей» и другие.

О картине, выполненной маслом, известно, что она написана в 1900 году. Керамический вариант специалисты датируют тоже примерно этим годом.

С середины 90-х годов XIX века Врубель работал в Частной русской опере Мамонтова как мастер-декоратор. На создание образа «Царевны-лебедя» его вдохновила работа над костюмами и декорациями к опере «Сказка о царе Салтане». Партию царевны в ней исполняла жена художника Надежда Ивановна Забела. Ее-то черты и запечатлел на своем, ставшем бессмертным, полотне Врубель. Однако специалисты отмечают, что картина – отнюдь не костюмированный портрет жены художника. Дошедшие до нас фотоснимки и свидетельства современников Врубеля говорят о том, что автор при написании картины довольно далеко отошел от образа своей супруги.

Михаил и Надежда

«В декабре 1895 года в петербургском Панаевском театре гастролировала труппа московской Частной оперы Саввы Мамонтова. Как-то в перерыве одной из репетиций молодая солистка Надежда Забела что-то вполголоса обсуждала за кулисами с Татьяной Любатович. Вдруг откуда-то стремительно появился невысокий мужчина, склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос!». Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась.

«Это художник Михаил Александрович Врубель, человек очень экспансивный, но вполне порядочный», — поспешила исправить неловкое положение Любатович.

Надежде Забеле исполнилось тогда 27 лет, в театре на нее возлагали большие надежды. Михаила Врубеля — 39-летнего художника — знали только в узком кругу специалистов. Намерения Врубеля относительно Надежды с самого начала оказались абсолютно серьезны. Очень скоро с его стороны последовало предложение руки и сердца. Она ответила согласием», — писал в «Московском журнале» исполнитель романсов, ведущий многих радиопередач Надир Ширинский.

Зимой 1897 года состоялось знакомство четы Врубелей с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Композитор увидел певицу в собственной опере «Садко» и был просто очарован. Красавицей Надежду Ивановну никто бы не назвал, но ее грациозность, хрупкость и трогательность в сочетании с необыкновенным голосом покоряла всех.

«Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки», — восторгался Михаил Гнесин.

С этого момента Надежда Забела становится любимой певицей и музой Римского-Корсакого. Он пишет и ставит на нее оперы, дарит ей романсы.

«Римский-Корсаков над моим пением так умилялся, что даже трогательно. Он говорил так мне: «Когда я слушаю Вас, мне приходят в голову всякие сентиментальные мысли, — что будет же время, когда Вы перестанете петь и унесете с собой секрет этих чудесных звуков!», — писала Надежда Ивановна в одном из своих писем.

Художник, композитор и певица, вдохновленные Пушкиным

Зимой 1898-1899 года Римский-Корсаков начинает писать сценарий оперы «Царевна-лебедь». Завершить ее он планировал к столетию со дня рождения Пушкина. Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана. Художественным оформлением оперы – декорациями и костюмами — занимался Михаил Врубель. Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября по новому стилю) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра.

«Миша очень отличился в декорациях «Салтана», и даже его страшные враги — газетчики — говорят, что декорации красивы, а доброжелатели прямо находят, что он сказал новое слово в этом жанре», — сообщала Надежда Забела сестре в своих письмах.

Кроме того, пока его супруга разучивала партитуру оперы, художник написал полотно «Царевна-лебедь». Критики отметили, что образ царь-девицы олицетворяет вдохновение, возвышающее и открывающее тайны мироздания. Врубель наделил царевну демоническими чертами. Она воплощает в себе две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться