Эмиль Ибаков – сегодня депутат, но еще недавно он был бизнесменом, представителем новой волны каракольских предпринимателей, которые ориентируют свой бизнес на туризм в зимний период. Еще недавно об этом никто даже не говорил, и Иссык-Куль воспринимался исключительно как «главный пляж в Центральной Азии». Все изменилось в тот момент, когда старая горнолыжная база – кузница республиканских спортсменов в советские времена — была преобразована в относительно современный горнолыжный курорт…
Эмильбек Кенешович, чтобы сразу снять все возможные вопросы, давайте определимся, кто вы сегодня — чиновник или бизнесмен?
Я депутат кенеша города Каракола, бизнесом сегодня не занимаюсь. Да, у нас есть семейное дело, которое продолжает работать, и которым руководит моя жена. Депутатские полномочия и сфера деятельности семьи никак не связаны, фактически, влиять на развитие частного туристического бизнеса городской кенеш не может, поэтому и нарушений законодательства и депутатской этики здесь нет. Подчеркну, есть еще один очень важный аспект. Сегодня президент с самых высоких трибун постоянно напоминает, что нам необходима реальная борьба с коррупцией. Так вот, Каракол в этом вопросе, по-моему, самый благополучный город в стране. Здесь нет больших финансовых потоков, исторически криминал не имел сильных позиций, люди добры и открыты.
Действительно, чрезвычайная навязчивость местного населения в курортный сезон на северном берегу здесь не ощущается. Однако цены постепенно тоже приближаются к мировым. Летний курортный сезон от несоответствия цены и качества услуг уже страдает. Получается, из Бишкека проще и дешевле в Турцию слетать, чем этот же срок провести в приличных пансионатах на Иссык-Куле. Прокомментируйте ситуацию.
Это весьма неприятный факт. Специалисты отрасли все это понимают, но с частником бороться бесполезно. Он сам назначает цены на свои услуги. Пока не придет понимание, что лучше сдать 20 номеров по 10 долларов, чем сдавать 1 по 100, при этом все остальные будут пустовать. Пока понимание такого подхода не пришло, нет перепроизводства услуг. Но сегодня многие объекты едва заполнены, и виноваты в этом не только митинги и пикеты, но и просто неграмотный маркетинг.
Вы строили свой семейный бизнес как вспомогательный для зимнего курорта. Но на каракольской лыжной базе цена тоже заоблачная.
Вот здесь как раз все понятно. Желающих покататься на лыжах намного больше, чем возможностей одного небольшого курорта. Поэтому хозяева поднимают цену. С точки зрения бизнеса – это вполне оправдано. А вот гостевые дома в Караколе цену уже не поднимают, потому, что возможностей для комфортного проживания и приличного питания уже больше, чем количество людей, которые могли бы поместиться на горнолыжных трассах.
И какой выход?
Простой и очевидный. Строительство новых центров для катания на лыжах и сноубордах. Благо, в районе нашего города таких мест много. И именно строительство горнолыжных центров может стать основой развития туризма для всего региона. Посмотрите, как изменился зимний Каракол в последние годы, и других подтверждений не надо.
Ваш семейный бизнес – размещение туристов, наверное, уже испытывает серьезную конкуренцию. Нужно привлекать в Каракол зимой больше лыжников. Не думали над этой проблемой?
Думал и делал, причем и как бизнесмен (раньше), и как представитель власти теперь.
С этого момента — поподробнее.
Мы на семейном совете давно поняли, что нужно развивать именно горнолыжную составляющую. Несколько лет назад нам удалось взять в аренду на 49 лет участок под строительство горнолыжного центра. Поясню сразу, что не было в этом никаких «левых» схем. Это земли в районе села Бозучук в 40 км от Каракола. Земли эти практически не использовались долгие годы. Мы обошли практически все село (более 250 дворов) и получили согласие.
Вот здесь самое тонкое место. Как вам удалось договориться с местным сообществом?
Все очень просто. Люди теперь все стали умными. Они же видят и знают, как развивается горнолыжка в районе Каракола. А если такой объект появится на территории их айильного округа, это — и работа, и туристы. Это просто другая жизнь. Люди нас поняли и нам поверили. А потом все наши договоренности закреплены юридическими документами.
И как вы собираетесь строить курорт?
Понятно, что ни у моей семьи, ни у моих родственников таких денег нет. Нет денег и у сельчан. Но есть надежда на кластер. И именно эту идею я поддерживаю на уровне своей государственной должности.
Поясните, что такое кластер, и почему именно такой подход может дать развитие туризма в регионе?
Понятие кластера – это, фактически, объединение всех заинтересованных структур, которые работают в области горнолыжного туризма. Основу составляют пять курортов, в том числе и наш Бозучук. Это почти единственный в наших условиях путь привлечения инвестиций совместными усилиями. Сегодня, как лидер депутатской коалиции большинства в местном кенеше, я поддерживаю этот проект со стороны государства. Кстати, горнолыжный кластер Каракола получил поддержку и на правительственном уровне. Я верю, что Каракол станет действительно столицей зимнего туризма нашей страны.
Я сам всю жизнь катаюсь на горных лыжах, видел много трасс и курортов и могу сказать, что по международным меркам каракольская база на серьезный объект туризма не тянет. Мало трасс, устаревшие канатки, сложный подъезд, отсутствие парковок и прочие факты, которые никогда не дадут этому месту серьезный международный статус. К сожалению, лучшего у нас пока нет. А как в этом плане выглядит Бозучук?
Бозучук более доступен транспорту, и там есть места, где его оставлять. Снежный покров больше чем в Караколе процентов на 30. Зима начинается на 2 недели раньше и на 2 недели позже заканчивается. Нижняя точка — на высоте 2000 метров над уровнем моря, верхняя – 3300. Длина основной трассы — до 10 км. А это уже серьезные международные кондиции. И еще очень важный момент. Есть электричество и есть вода, что позволяет использовать самые современные технологии. Проблема только в инвестициях. А надежда только на кластер…
Послесловие
Специалисты по-разному оценивают перспективы развития горнолыжного туризма в стране. Проблем множество — от нестабильности до транспортного коридора, который бы обеспечил большой поток туристов. Но есть и другой аспект. В мире растет число катающихся на лыжах, и уже не хватает мест для их отдыха. Нам есть что предложить. Дело за малым, нужно построить систему, привести инвесторов. И если это получится при помощи кластера, то в добрый путь!