Чингиз Торекулович Айтматов в Кыргызстане – «наше все», он уже и не писатель, и не гражданин, а скорее символ. Такой же, как эпос «Манас». Именно два этих имени – основа идеологии нашего демократического государства. Нравится кому-то такое определение или нет. Простой арифметический анализ информационных источников, связывающих понятие идеология Кыргызстана с количеством упоминаний, стабильно выдает два этих имени.
Я намеренно не стану описывать «отношения Манаса и Айтматова» с властью, перманентно меняющейся у нас начиная с развала СССР. Понято, что дискутировать, кто их больше привечал, – акаевы или бакиевы, временные или нынешние, – не стоит. Всем и так все ясно: идеология у нас не меняется с изменением правящей элиты. Если ничего нет, то и менять нечего. Вернее, никто этим не занимается на государственном уровне, ибо попытки сформулировать национальную идею у страны так и не удались. «Вторая Швейцария», «Заповеди Манаса», «2200 лет государственности», «Цивилизация кочевников» – все это призраки идеологии, не очень удачные примеры искривления действительности для манипулирования массовым сознанием. В какие-то моменты такой подход оправдан, но, даже в среднесрочной перспективе, он обречен, что уж говорить об истории. Хотя и с историей у нас тоже происходят удивительные метаморфозы.
Забываются ставшие ненужными герои, на место которых приходят другие – не столь значимые, зато вписывающиеся в концепцию околовластных пиарщиков. Один маленький пример, за которым можно разглядеть тенденцию.
Недавно побывал я на одной весьма представительной конференции, которая собрала лучшие умы нашей страны, главных специалистов в одной из областей экономики. Собравшиеся – все больше люди со степенями и регалиями, ну, в крайнем случае, с дипломами вузов (настоящими, а не купленными в переходе). Не люмпены и даже не пролетариат, не колхозники и не мигранты. Собрались по поводу дел государственных, решать, как тратить большие деньги, которые инвесторы готовы вложить в наш Кыргызстан, на благополучие страны и населения. Интересные проекты, даже с оттенком реалистичности. Короче, понравилось все, за исключением одного нюанса.
Слайд-шоу основного докладчика начиналось с простой хорошо знакомой фразы: «Лучше гор могут быть только горы», под которой стояло авторство – «Айтматов»! Однако для нормального человека, выросшего в советском или постсоветском пространстве, очевидно, что это – строчка Владимира Высоцкого из песни к кинофильму «Вертикаль». Ни одно поколение выросло на его песнях, которые и сегодня, во времена рэпа и рока, оказываются конкурентоспособными…
Конечно, это могло бы быть опиской, редакторской неточностью или опечаткой типографии, но в качестве слайда доклада, где с математической убедительностью уговаривали инвесторов вложить в нашу стану миллиарды… Нет, это такой пиар стране, которая в очередной раз уговаривает бизнес прийти и работать здесь. Видимо, на такой шаг пошли для большей значимости или убедительности автора. Уверен, что самому нашему классику (если с небес он наблюдает за нами) стало противно от такого плагиата. Стыдно за свое имя. Но самое страшное произошло тогда, когда слайд обозначился на экране. Минуты две на фоне цитаты докладчик краснобайствовал о наших возможностях, а в зале ни один человек не отреагировал на эту нелепость. Ответа может быть два. Люди просто не знают, кто такой Владимир Высоцкий. Но это мало вероятно, ибо в зале не бомжи и колхозники. Политкорректное молчание – единственно оправдание такого поведения.
Представляете, во что мы превращаемся, проглатывая такую чушь? А ведь по материалам конференции собираются издать книгу с докладами, и там тоже будет «высказывание Айтматова» про горы. И потом на нее тоже кто-то сошлется. Ведь, что напишешь пером, то не вырубишь… Даже если это написал кто-то другой.
Вот такая грустная история. Хотя мне могут возразить, а что, собственно говоря, такого произошло?