Алмазбек Атамбаев вернул в парламент закон «О статусе столицы»

Автор -

    Президент Алмазбек Атамбаев направил в Жогорку Кенеш возражение к закону  «О статусе столицы», принятому парламентом 27 июня текущего года. Об этом сегодня сообщает отдел информационной политики Аппарата президента.

    В части 4 статьи 7 закона установлено, что положения устава местного сообщества обязательны для исполнения всеми расположенными на подведомственной ему территории государственными органами и должностными лицами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от формы собственности и гражданами.

    «Между тем в части 2 этой же статьи указано, что устав местного сообщества города Бишкек определяет порядок взаимоотношений членов местного сообщества и органов местного самоуправления города Бишкек при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности города и других вопросов. Таким образом, устав местного сообщества не регулирует вопросы взаимоотношений  членов местного сообщества и органов местного самоуправления города Бишкек с государственными органами, а также их должностными лицами, следовательно, устав не может порождать для них какие-либо обязательства по его исполнению», — говорится в тексте возражения.

    Кроме того, обозначенная норма противоречит конституционному принципу разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленному статьей 3 Конституции Кыргызстана.

    «Пунктом 1 части 1 статьи 21 закона мэр города Бишкек наделяется правом давать согласие на назначение руководителей территориальных подразделений государственных органов», — отмечается в возражении.

    При этом закон не регулирует последствия отказа мэра города от дачи согласия на назначение и освобождение руководителей территориальных подразделений государственных органов. В частности остаются нерешенными вопросы, когда, кем и какие меры могут быть приняты в случае несогласия мэра с кандидатурой, предлагаемой руководством государственных органов, что приведет к большим трудностям в реализации закона и создаст конфликтный потенциал во взаимоотношениях между государственными органами и органами местного самоуправления.

    «Вместе с тем, согласно пункту 19 временного положения о проведении конкурса на замещение вакантной административной государственной должности государственной службы Кыргызстана, утвержденного постановлением правительства от 29 ноября 2011 года №741, при проведении конкурса на замещение вакантной административной государственной должности руководителя территориального подразделения государственного органа в состав аттестационно-конкурсной комиссии включается глава местной государственной администрации, мэр города республиканского значения (или их представители)», — уточняется в сообщении.

    В связи, с чем предлагается в пункте 1 части 1 статьи 21 закона предусмотреть право мэра города Бишкек (или его представителя) участвовать в конкурсном отборе претендентов на должность руководителей территориальных подразделений государственных органов.

    «Статьей 22 закона установлены требования к мэру города Бишкек, в соответствии с которыми мэром может быть гражданин Кыргызстана, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной, муниципальной службе или в государственных учреждениях образования, здравоохранения или на руководящих должностях, в организациях, учреждениях и частных хозяйствующих субъектах не менее 10 лет», — сообщается в тексте возражении.

    Между тем, согласно требованиям статьи 42 закона «О местном самоуправлении» мэром других городов может быть гражданин, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной либо муниципальной службе не менее 3 лет, либо стаж работы в государственных учреждениях образования, здравоохранения или на руководящих должностях в организациях, учреждениях и хозяйствующих субъектах частной формы собственности не менее 5 лет.

    «Считаю, что установление для мэра города Бишкек требований, в значительной степени превышающих требовании по стажу работы к мэрам других городов, существенно сузит круг лиц, имеющих высокие управленческие качества, которые могли бы претендовать на эту должность», — говорится в сообщении.

    Абзацем 6 части 5 статьи 23 закона устанавливается, что если при выборах мэра города Бишкек за позицию «против всех кандидатов» подано большинство голосов, чем за всех кандидатов, проводятся повторные выборы. В данную норму следует внести изменения, предусматривающие проведение повторных выборов мэра города Бишкек в случае голосования за позицию «против всех кандидатов» наибольшего числа депутатов

    «Частью 1 статьи 30 закона предусмотрено, что в целях социально-экономического развития города Бишкек и решения его проблем мэрия города Бишкек может создавать фонд развития города. При этом не уточняется, за счет каких источников создается фонд», — сообщается в тексте.

    Следует отметить, что согласно статье 30 закона «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» создание внебюджетных фондов министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администрации, органов местного самоуправления запрещается, за исключением Социального фонда, Фонда медицинского страхования, а также внебюджетных фондов, образуемых за счет добровольных пожертвований и взносов.

    «Кроме того, в соответствии со статьей 12 закона «О финансово-экономических основах местного самоуправления» органы местного самоуправления в целях реализации социально-экономических программ и проектов вправе создавать внебюджетные фонды. Налоги и другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, не могут быть направлены во внебюджетные фонды органов местного самоуправления», — подчеркивается в тексте возражении.

    В связи с изложенным, в целях приведения в соответствие с обозначенными нормами считаю необходимым уточнить источники финансирования фондов развития города Бишкек.

    «На основании вышеизложенного считаю принятие закона «О статусе столицы» в данной редакции нецелесообразным и, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 64 и частью 2 статьи 81 Конституции Кыргызстана, возвращаю его для выработки согласованного варианта», — говорится в тексте возражении. 

    Поделиться