Если подходить к публичным высказываниям государственных людей (чиновников, депутатов и др.) с точки зрения Конституции или Уголовного кодекса, неосторожная фраза может повлечь за собой самые серьезные последствия для ее произносившего. И самое простое – это уход из публичной деятельности. Но если «пипл хавает», то, простите за криминальный сленг, можно за базар и не отвечать. Как это принято в нашей стране, громко провозгласившей себя демократическим государством с самой свободной свободой слова, по крайней мере, в регионе. Но свобода слова – это не вседозволенность публичных выступлений, и регламентироваться такие категории должны не только внутренней культурой, но и буквой закона.
Мы представляем хит-парад изречений известных людей, сказанных в общественных местах и попавших в информационные ленты. В некоторых случаях, это безграмотность помощников, готовивших материал публичному человеку, иногда это простая безграмотность, хуже, когда за невинной, на первый взгляд, фразой просматривается другой глубинный смысл.
5-ое место. Ирина Карамушкина, депутат Жогорку Кенеша
Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва (СДПК) в среду, 25 сентября, на заседании Жогорку Кенеша призвала Минкультуры вернуть государству монастырь 18 века в Иссык-Кульской области. Казалось бы, совершенно законный интерес депутата парламента по вопросу, который муссировался в обществе еще до первой революции. Вопрос не в этом. Где уважаемый депутат взяла цифру 18? Наверное, подсказали помощники. Только вот глупость получается. То, что на берегах Иссык-Куля был армянский монастырь, известно из Каталонской карты мира, которая также предполагает нахождение в этом районе мощей Святого Матфея. Только вот карта эта датируется 14 веком, а значит и монастырь здесь уже был. Ну, депутату можно простить такую неточность, для народного законника совершенно не обязательно обладать исторической грамотностью. Спишем все на некомпетентность помощников.
4-ое место. Дамира Ниязалиева, председатель парламентского Комитета ЖК КР по социальной политике
Депутат, на несколько некорректную ремарку корреспондента («…социальная сфера во всем мире является наиболее уязвимой и недостаточно охваченной вниманием государства») дает совершенно безапелляционный ответ: «Это на самом деле так. Социальная сфера уязвима и не всегда полностью охвачена». Далее следует длинное интервью на тему «как у нас с этим» ( ссылка на новость). Но наши местные дела – это второе, главное – какой тон задан беседе. Мягко говоря, некорректность по поводу неохваченности социальной сферы во всем мире вниманием государства не понравится Швеции и Швейцарии, Японии и Саудовской Аравии, Австралии и США. И еще сотне стран на нашей планете. Удивительно, что депутат нашего парламента об этом не знает. Или статус депутата настолько неприкосновенный, что следить за своими словами не обязательно.
3-ье место. Пресс-служба правительства КР
Вице-премьер-министр Камила Талиева встретилась с этническими кыргызами, проживающими в настоящее время в Ала-Букинском и Аксыйском районах Джалал-Абадской области. Об этом сообщили в информационном отделе Аппарата правительства КР. Это уже далеко выходит за рамки нашей Конституции. Общество постепенно приучили к понятию «титульная нация», расширив его от культурологии до всех остальных сфер общественной жизни. Так тут правительственные информационщики идут еще дальше, предлагая новую форму национального деления на категории. Видимо, если в Джалал-Абадской области есть «этно»-население, то по логике получается, что должно быть и не «этно». Вот как у нас все запутывается…
2-ое место. Жанторо Сатыбалдиев, премьер-министр КР
«Мы не хотим революции, поэтому обсуждаем с вами меморандум по проекту Кумтор». Об этом 19 сентября сообщил премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев.
Премьер-министр Кыргызской Республики на общественных слушаниях по обсуждению хода переговоров по проекту Кумтор. Не станем обсуждать, кто в этом вопросе прав, кто виноват, обратим внимание на оговорку (я надеюсь) нашего премьера. Фактически, одной фразой он разделяет власть и народ. Когда говорят «ВЫ» гражданскому обществу, подразумевается наличие «НАС», которые находятся вне его. А так как это власть, то получается, что она над ним, над обществом. Такое разделение народа и власти в Палате Лордов, например, или каком-нибудь «Ригсдаге-Кнессите» точно бы стоило кресла. А у нас такая свобода слова, что никто просто ничего не заметил даже.
1-ое место. Нурлан Мотуев, общественный деятель (вне зависимости от рода деятельности)
Безусловный лидер нашего рейтинга. Причем, с таким отрывом от всех остальных, что его перлы приводить не станем (на жесть даже в Интернете не стоит лишний раз ссылаться). Нурлан Мотуев может с гордостью носить звание кыргызского Цицерона, гуру публичных высказываний. И это не эпатаж, это философия общества перманентных революций, местечковой ревизии истории и создания надъюридических общественных норм. Вперед в прошлое – тоже путь из тупика, в котором оказалось общество. Другой всемирно известный местный прорицатель, объявивший миру о том, что «зима не будет», отдыхает в тени бывшего «угольного короля». Вот такой у нас сегодня победитель. Только вот остается вопросом, по скольким статьям Уголовного кодекса Кыргызской Республики можно его привлечь к ответственности? Если, конечно, руководствоваться Конституцией КР… Оставим ответ на этот вопрос на усмотрение читателей.
В качестве послесловия даже говорить ничего не надо, все сказано в заголовке. Просто еще раз стоит извиниться перед читателем за использование сленга, не характерного для классического русского языка, но вполне понятного в нашем государстве с самой свободной свободой слова.