Кыргызский сом за свою историю пережил четыре выпуска банкнот – первый был в 1993 году, последний — в 2009-2010 годах. Всем известно, что изготовление купюр – дело сложное, начиная с разработки дизайна, заканчивая изготовлением бумаги и нанесением защитных знаков. А что происходит с деньгами после того, как заканчивается срок их службы? О последнем этапе жизни кыргызских сомов журналистам рассказали во время пресс-тура в Национальном банке Кыргызстана.
Мелкие купюры в среднем «живут» от 1 года до 3 лет, более крупные (номиналом 1 тыс. и 5 тыс.) – от 3 до 5 лет. Ежегодно из оборота в Кыргызстане изымается 20-30 % всех купюр по причине их износа. Ветхие купюры нацвалюты поступают в Нацбанк от коммерческих банков, а также от физических лиц напрямую через кассу обмена ветхих банкнот и монет. Любой гражданин может прийти в эту кассу и поменять поврежденную банкноту, сохранившую не менее 50 % площади, на годную, если, конечно, она подлинная.
Правда, если у вас есть половина банкноты, обменяют ее только на 50 % номинала. Коммерческие банки также обязаны производить обмен ветхих купюр, сохранившихся на более чем 80 %. Если же в такой услуге в банке отказывают, можно пожаловаться в НБКР.
По словам главного экономиста отдела кассовых операций Управления денежной наличности Салтанат Аубакировой, иногда за один день в кассе Нацбанка обменивают банкноты на более чем 100 тыс. сомов. Но, по сравнению с поступлениями от коммерческих банков, это капля в море.
Банковские учреждения КР сдают наличность в оборотные кассы НБКР. Таким образом происходит обмен наличных денег на безналичные. Эту операцию коммерческие банки производят для урегулирования остатков своих касс, а также для соблюдения установленных экономических нормативов. Деньги сдаются в обработанном виде – отсортированные по номиналам, на годные и ветхие, в упаковке за реквизитами, полными пачками (в пачке 10 корешков, в каждом корешке по 100 штук банкнот).
Годные банкноты проходят процедуру пересчета и сортировки на счетно-сортировальных машинах «Кобра-4004».
«Мы обязаны проверить поступления от банков на соответствие суммы, потому что может быть недостача или наоборот излишек. В первом случае это снимается, во втором – начисляется на корреспондентские счета банков. Годные банкноты формируются и упаковываются за реквизитами Национального банка», — рассказывает главный экономист отдела кассовых операций.
Перед входом в кассу перерасчета журналистов просят держать себя в руках и не падать в обморок – такое количество денег увидишь не каждый день. И запах в кассе опровергает выражение «деньги не пахнут». По словам сотрудников НБКР, в этом «аромате» в основном виновата краска, ну, и грязь.
«Деньги, конечно, очень грязные. И работа с ними называется «вредные условия труда». Поэтому все наши сотрудники, имеющие дело с наличными, получают молоко за вредность», — замечает экономист Салтанат Аубакирова.
А вот так выглядит один миллион сомов:
Скорость обработки «Кобры» — 10 банкнот в секунду. Эта машина «читает» купюру во всех видах: номинальность, инфракрасные, ультрафиолетовые и обычные изображения, магнитные свойства. Также в ней есть датчики дыр, разрезов, толщины. То есть аппарат определяет все свойства банкноты, если же какие-либо параметры нацвалюты отсутствуют, машина «бракует» дензнак, и эти деньги на подлинность уже проверяют эксперты. Также на «Кобре» установлены критерии ветхости. Согласно этим критериям при обработке годных банкнот происходит автоматическое уничтожение ветхих.
Что касается ветхих банкнот, поступивших от банков, они передаются в специальную группу Управления денежной наличности Национального банка. Там их пересчитывают, обрабатывают и сортируют.
Вся работа специалистов из этой группы жестко контролируется, процесс пересчета фиксируется на камеры видеонаблюдения, записи с которых хранятся в течение 3 лет. Здесь, кстати, запах еще хуже, чем в кассе пересчета, и сотрудники работают исключительно в масках.
После накопления необходимого количества дензнаков, по приказу председателя Национального банка создается независимая комиссия по уничтожению банкнот из числа представителей других подразделений Нацбанка, чтобы исключить конфликт интересов. Из партии денег для уничтожения методом случайного отбора комиссия выбирает от 5 % до 20 % банкнот для контрольного пересчета.
«Если выявляются недостачи, мы из хранилища поднимаем все деньги, которые пересчитаны именно этим оператором, и считаем заново. Если же никаких нарушений не выявляется, начинается процесс уничтожения», — рассказывает начальник Управления денежной наличности Шамиль Айдаркулов.
Уничтожение ветхих денег происходит на системе «CDS-100» — огромной машине, измалывающей пачки банкнот, как в мясорубке. Здесь они уходят навсегда, превращаясь просто в хлам. За последние 15 лет, со времени установки системы, в Кыргызстане уничтожили 372 тонны денежных купюр.
Изрезанные купюры, ставшие похожими на опилки, направляются по трубе в другой аппарат, где они прессуются в небольшие брикеты.
А уже после этого начинается вторая жизнь банкнот – их отправляют на картонный завод в Токмаке, где, кстати, производится и туалетная бумага.