Халал индустрия: прибыльный бизнес или дело совести?

В октябре текущего года в стране участились споры вокруг Центра по развитию халал-индустрии в Кыргызстане. Центр утверждает, что необходимо иметь сертификат качества на свою продукцию, если предприятие носит статус «халал». Однако некоторые производители считают, что не нуждаются в маркировании продукта, а конгресс мусульман и вовсе обвиняет центр в существовании коррупционных схем.

Тем не менее в Кыргызстане продолжают появляться разнообразные халал-продукты. Точки распространения реализуют продукцию и с уверенностью называют ее «едой дозволенной Аллахом», однако гарантий 100% «халальности» дать не могут.

KNews решил выяснить, действительно ли вся продукция под маркировкой «халал» является таковой, или же это прибыльный бизнес, использующий веру истинных мусульман.

Халал – это, прежде всего, ответственность

Халал-индустрия появилась в стране, так как резко вырос спрос на «чистый продукт». Когда производитель получает халал-сертификат, то вместе с ним он берет на себя и ответственность не только перед мусульманским миром, но и перед Богом.

Прежде всего, необходимо определиться, что можно называть «халал», а что нельзя. По словам председателя центра по развитию халал-индустрии при ДУМК Мыктыбека Арстанбекова, халал – это все, что дозволено шариатом, то есть разрешено законами ислама. Халал охватывает все сферы жизнедеятельности человека, такие как политика, промышленность, образование, социальная жизнь человека. Это некий свод правил в жизни каждого мусульманина. Исходя из этого определения, все дозволенное Всевышним мы можем назвать «халал».

Кто прав, кто виноват?

В сентябре прошлого года в Бишкеке открылся Центр по развитию халал-индустрии при Духовном управлении мусульман Кыргызстана, который по закону начал сертифицировать халал-продукцию на добровольных началах. За полтора года своего существования орган выдал около 90 сертификатов качества. Документ выдавался в различных пищевых сегментах – мясо, кондитерские изделия.

Однако в октябре 2013 года конгресс мусульман Кыргызстана высказал свои подозрения в адрес этого центра. По словам председателя Бакыта Нурдинова, орган был создан для реализации коррупционных схем.

«Сертификация халал-продукции должна проходить при наличии трех пунктов: стандарта, лаборатории, где проверяются продукты и религиозного совета. По словам председателя, ни один из этих пунктов полноценно не функционирует в Кыргызстане», — сообщил председатель Бакыт Нурлинов.

Однако в Центре по развитию халал-индустрии в Кыргызстане полностью опровергли вышесказанные заявления. По словам председателя центра Мыктыбека Арстанбекова. В стране существует специальный орган сертификации халал-продукции.

«Нет необходимости в наличии лаборатории. В этой индустрии нужно опережать появление запрещенных компонентов, а не проверять их наличие», — добавил Мыктыбек Арстанбеков.

Сертификация продуктов в Кыргызстане

В органе сертификации халал-продукции KNews рассказали, как же на самом деле проводится маркировка продуктов и выдача сертификатов.

Любая сертификация начинается со стандарта. В настоящее время в мире существует много различных стандартов. В Кыргызстане есть только малазийский и евразийский стандарты, а также внедряется турецкий. Республика внедряет стандарты по мере технических возможностей, также следует учитывать и интерес в сертификате самих производителей. В стране самым популярным и востребованным является сертификат евразийского стандарта.

Процесс маркировки нелегкий и весьма долгий. Проверка на халальность может затянуться до года. Если производитель мясных продуктов хочет получить сертификат, то, прежде всего ему нужно доказать, что мясо, которое он использует, не является мертвечиной и забито по всем правилам. Но как сообщили KNews в органе сертификации, проверить это практически невозможно. Поэтому, проделывается следующее. Орган сертификации «опережает» появление мертвечины или «запрещенного» мяса в продукте. То есть, производство ставится на конвейер таким образом, что используют только мясо животных, которые были забиты с именем Аллаха. Центр по выдаче сертификатов обычно предоставляет производителям своего забойщика, либо проводит специальное обучение.

Если рассмотреть на примере кондитерских изделий, то халальность проверяется на отсутствие трех компонентов – алкоголя, животного желатина и органических красителей. Изменение каждого из компонентов приводит к вкусовым изменениям. И пока производитель будет адаптировать вкус и приучать к нему клиентов, и в тот же время выдерживать сбалансированную ценовую политику – на все уходит много времени.

В Бишкеке выдают сертификат халал и на точки общественного питания. Получение такого документа требует отсутствиея харам-продуктов в заведении. К ним относятся – алкоголь, свинина, мясо забитое не с именем Аллаха, кровь и мертвечина. Если все эти условия соблюдаются, то общепит может носить статус «халал».

Таким образом, статус «халал» может носить любой продукт, который не включает в себя «запрещенных компонентов», так называемых харам-продуктов.

Людей обмануть можно, но не Бога

Как упоминалось ранее, сертификация халал проводится на добровольных началах. Поэтому на рынках столицы можно увидеть надписи «халал» без наличия сертификата качества.

Владелец магазина «Халал» на Аламединском рынке Нурдин сообщил, что никакого специального сертификата он не приобретал, так как нет острой необходимости.

«Зачем мне платить за какую-то бумагу, чтобы доказать, что продукты у меня халальные. Мои клиенты мне верят, а самое главное это ведь все будет на моей совести. А моя совесть не позволит обманывать мусульман. Бога нужно бояться, а не людей», — добавил Нурдин.

«Халал-индустрия в целом у нас в стране существует. Министерство экономики должно этот процесс держать под контролем. Должна существовать гарантия. Людей можно обмануть, но Бога не обманешь. Когда производитель намеренно вводит людей в заблуждение, то производитель будет нести ответственность в судный день. А люди, приобретающие халал-продукцию, снимают с себя ответственность. Даже если человек потребляет и это не халал, то перед Богом он все равно останется чистым», — отметил эксперт в области религии, права и политики Кадыр Маликов.

Таким образом, мы видим, что халал-индустрия в Кыргызстане находится лишь на этапе становления. Производители борются за потребителей, доказывая чистоту своих продуктов. И следует помнить, что статус «халал» влечет за собой ответственность перед всеми мусульманами страны.

Поделитесь новостью