Вместо того, чтобы вот уже два десятка лет ловить контрабандистов, тайно вывозящих за кордон богатства республики, власти Кыргызстана могли бы просто наладить их легальную, цивилизованно оформленную и очень выгодную для госказны продажу.
Хроника арестов
На днях сотрудники Госкомитета нацбезопасности совместно с работниками Восточной таможни задержали гражданина Китая, который пытался провезти через КПП «Торугарт» в Нарынской области к себе в Поднебесную нефритовые камни общим весом более 14 тонн и стоимостью почти 7 млн сомов.
Ранее, 4 мая 2013 года, в зоне таможенного контроля пункта пропуска «Ак-Жол» был остановлен микроавтобус марки «Санг Йонг Истана», под управлением гражданина Кыргызстана, у которого под сумками были обнаружены нефритовые камни, 21 экземпляр, которые он пытался вывезти без декларирования.
Но наиболее крупный улов зафиксирован в апреле 2012 года, когда Антикоррупционной службой ГКНБ было изъято свыше 16 тонн нефрита стоимостью почти 400 млн сомов! Тем самым была пресечена деятельность преступной группировки, занимающейся контрабандой драгоценных камней из России в КНР, транзитом через территории РК и КР. В Чуйскую область ценный минерал был ввезен под видом обычного груза муки.
В ходе следствия стоимость конфискованных камней оценили в 140 тысяч долларов США, а задержанного гражданина Казахстана решением Верховного суда Кыргызстана от 14 марта 2013 года признали виновным по статье 204 (контрабанда) УК КР, оштрафовали, а нефрит обратили в доход государства.
А юй не хочешь?
То, что, так или иначе, нефрит предназначался для вывоза в Китай отнюдь не случайно. С древности ханьские мастера ценили крепкий как сталь и невероятно красивый камень под названием юй (оттенки — от почти белого до голубого и красного) выше серебра и даже золота!
Одна из самых дорогих статуй Будды в мире высотой 6 метров тоже находится в Китае и сделана из цельного куска молочного нефрита. Сам Конфуций говорил о человеке с положительными качествами: «Его мораль чиста, как нефрит». Отдавая дань традициям, медали Летних Олимпийских игр 2008 года, проходивших в Пекине, инкрустированы были именно нефритом.
Ценился юй и в других странах. К примеру, надгробная плита в усыпальнице Тамерлана в Самарканде и саркофаг царя Александра III в России полностью изготовлены из нефрита.
К слову, наиболее ценные сорта нефрита добываются по соседству с нашей республикой — в Синьцзяне, округ Хотан, откуда потом расходятся по всей стране. Но видно, арестованные в Кыргызстане дельцы намеревались сдать там свои партии нефрита по ценам ниже, чем у местных компаний.
Сокровище в ущелье
На самом деле бум вокруг нефрита продолжается уже несколько лет. Прознав о том, что китайцы готовы щедро платить за неиспользуемые у нас валуны и гальку мутного цвета, которые за границей занимают почетное место среди цветных камней и широко используются для изготовления художественно-декоративных изделий и ювелирных украшений, многие кыргызстанцы бросились искать самоцветы по горам и долам Ала-Тоо.
Очередной ажиотаж поднялся в текущем году, когда на южном побережье Иссык-Куля жители села Чон-Кызыл-Суу вдруг узнали, что глыба, лежащая в русле близлежащей одноименной реки, не что иное, как 100-тонный кусок нефрита. А после того, как кто-то им сказал, что громадный «булыжник» может стоить до 7 миллионов баксов, воодушевлению сельчан вообще не было предела! Чтобы никто не спер нежданное сокровище, они у монолита даже охрану выставили, так как некие люди уже пытались его вывезти из ущелья с помощью спецтехники. В процесс дележа «шкуры неубитого медведя» был вовлечен широкий круг участников – от районных технарей и экологов до губернатора области и мировых СМИ.
Увы, радужным мечтам джети-огузцев о скором фантастическом обогащении за счет природного феномена не суждено было сбыться. Специалисты из Госагентства по геологии и минеральным ресурсам, изучившие находку, вынесли вердикт, что обнаруженный нефритоподобный камень черно-серого цвета с голубоватым оттенком содержит большое количество примесей и, увы, особой ценности не представляет…
Эксклюзив за большие деньги
Однако нефрит, причем хорошего качества, в Кыргызстане все же есть. К примеру, так называемое, Галуянское проявление нефритовых пород расположено неподалеку от поселка Айдаркен Баткенской области. Другая жила находится в Ала-Букинском районе Ошской области.
Проблема в том, что наши власти и сами их разрабатывать не хотят, и инвесторам передавать не торопятся. В итоге патовая ситуация – вроде ходим по самородкам, но вот поднять их ленимся, иностранным же рудокопам доверить дело наша мнимая гордость за незыблемость таблицы Менделеева мешает. Что остается? Верно – стращать и не пущать! И не беда, что государева мошна при этом как была, так и остается пуста.
Мне вспоминается показательный случай из практики одной из стран Скандинавии. Так существуют дорожные знаки, предупреждающие, что на шоссе иногда выходят рогатые лоси, размером с жеребца, а это чревато смертельным столкновением. И, оказывается, есть сумасшедшие коллекционеры, готовые выложить за подобные экзотические знаки солидные суммы!
В чем же мораль? Не спешите. Лучше вообразите на миг, что в Кыргызстане тоже существовали такие эксклюзивные знаки. Ну, например, с фигурой ильбирса, предостерегающие, что на горные трассы иногда выскакивают снежные барсы. Представьте, что было бы, если эти знаки лиходеи начали массово скручивать и нелегально переправлять коллекционерам в тот же Китай. Правильно – ДПСники караулили бы каждый столб, отвлекаясь от работы. В связи с ажиотажем резко возросло бы число желающих навариться на этом поприще, появились бы вымогатели взяток за нарушения и «разводящие», чекисты проводили бы громкие спецоперации по поимке похитителей, СМИ писали об успехах таможни, чудом задержавшей очередную партию эксклюзивных знаков, депутаты требовали ужесточить наказание для жуликов, и т.д., и т.п. В итоге все те же грязные деньги и хищения, жаркие дебаты в социуме, призывы о помощи к мировому сообществу, политические спекуляции на данной теме, растущее число ДТП с человеческими жертвами на обнажившихся дорогах и гибель ни в чем не повинных редчайших хищников под колесами. Знакомая картина, не правда ли?
А давайте действовать по уму!
Так что же сделали скандинавы? Нет, они не стали изображать бесплодную борьбу со злоумышленниками и тратить на это деньги. Наоборот, они еще и бюджет пополнили. Как? До гениальности просто! Там наладили… дополнительный выпуск столь желанных жестянок, оригинальных, в красивой упаковке, на продажу всем желающим. И все в позитиве: и коллекционеры, переставшие мутить с законом, и власти рады, что контрабандисты исчезли, блюстители дорожного порядка спокойно дежурят, водители довольны безопасной ездой, и сохатые живы, в конце концов.
Почему бы в ситуации с нефритом нашим властям тоже не проявить дальновидность и прагматизм? Ну, скажите, какой прок плодить проблемы, а потом с «доблестью» преодолевать их? Почему, раз сами не ценим каменья, не используем в сувенирных ремеслах и ювелирном промысле, не передать рудники тем, кто может и умеет их добыть? Конечно, заплатив положенное за лицензии, не во вред экологии, с привлечением местных кадров, при строгом соблюдении финансовой и прочей дисциплины… В общем, что бы все было по правилам цивилизованного рынка, под контролем, без коррупции. Разве не доходно это будет и для государства, и для инвесторов с концессионерами, и для ценителей самоцветов во всем мире, а?