«Согласия ради благополучия» — больше нет

Автор -

Шквал противоречивых эмоций и суждений вызвало решение фракции «Ата Мекен» выйти из состава коалиционного парламентского большинства. То, что конец правительства Сатыбалдиева близится, понимали все, однако такая стремительная развязка оказалась весьма неожиданной для многих политиков и экспертов.

Неоднозначным обстоятельством в этой истории является то, что Омурбек Текебаев заранее никого не ставил в известность о принятом решении, по крайней мере, в этом уверен лидер альянса Феликс Кулов. «Я могу официально заявить, я спрашивал у Текебаева прямо, согласовывал ли он с кем-нибудь решение – с президентом или спикером. Он сказал, что не согласовал». В это, конечно, верится с трудом, но если и для президента Атамбаева развал коалиции «Ырыс алды – ынтымак» тоже стал сюрпризом, становится понятно, почему существуют столь серьезные разночтения, как в прогнозах политологов, так и в выдвигаемых ими версиях, о том какую именно комбинацию разыгрывает лидер «Ата Мекена» и какова ее цель.

Сам Жанторо Сатыбалдиев точно был не в курсе того, что 18 марта станет для его премьерской карьеры последним рабочим днем. Реакция отставного премьера на последние события неизвестна, но вполне предсказуема. Позицию главы правительства озвучил пресс-секретарь Мелис Эржигитов: «Протестное настроение среди депутатов в отношении премьер-министра появилось в связи с тем, что Сатыбалдиев выступил против коррупционно-клановой системы. Также раздражала депутатов проводимая премьером борьба с кадровой коррупцией, землячеством и трайбализмом. Депутаты возмущались жестким отказом премьера в назначении на политические должности их близких знакомых, а также снятием с высших должностных постов родственников нардепов».

Не менее острые аргументы, объясняющие не только мотивы выхода из парламентской коалиции, но и раскрывающие негативные стороны в деятельности премьер-министра, приводят «атамекеновцы». Так, Сайдулла Нышанов сообщил журналистам: «Основная причина – работа Госдирекции по восстановлению юга, вы знаете, что без документов было неизвестно, куда затрачено примерно 4 миллиарда сомов. Мы передали документы Генеральной прокуратуре, но он не дождался итогов, и начал назначать своих замов в представительство правительства в Джалал-Абадской области. У населения серьезная аллергия на премьер-министра, мы не можем не обращать на это внимания». Немногим тактичнее по отношению к премьеру был сам Омурбек Текебаев, он так же упомянул о претензиях к деятельности Госдирекции, но все же объяснил, что главная причина отставки связана с недостатками в работе кабинета министров: «Жанторо Сатыбалдиев показал себя как хороший, старый менеджер, но этого оказалось недостаточно для того, чтобы дать работе правительства положительную оценку. Мы приняли политическое решение и дали работе кабинета Жанторо Сатыбалдиева политическую оценку». Исчерпал морально-политический ресурс для полноценного выполнения возложенных на него функций, добавил лидер «Ата Мекена».

Итак, версии дальнейшего развития событий варьируются от умеренно оптимистичных до крайне негативных. Марсу Сариеву в случае возникновения серьезного конфликта интересов при переформатировании коалиции перспективы представляются безрадостными. Главное, по его мнению, сейчас создать альянс. «Если нет, то возникнет паралич власти. И тогда президент имеет право распустить Жогорку Кенеш. А это уже большая возможность для дестабилизации ситуации. И возможны различные сценарии вплоть до украинского. Наши политики настроены на борьбу за ресурсы, а дальше они не заглядывают. Поэтому поле для внешних игроков очень хорошее. И они непременно этим воспользуются. Текебаев и партия «Ата Мекен» могут оказаться в какой-то более глобальной игре»,- отмечает политолог.

А вот один из атамекеновских ставленников, до недавнего времени занимавший пост первого-вице-премьера, причин для обострения обстановки в Кыргызстане не усматривает. Джоомарт Оторбаев, которого называют одним из претендентов на пост главы нового правительства, также отметил, что предложение занять должность премьера ему не поступало.

Версий, о конфигурации будущего правящего альянса, и о том, кому президент вручит мандат на формирование коалиции, тоже великое множество. Кандидатов в премьеры, уже как минимум пятеро. Поэтому пока все прогнозы и оценки, даже серьезных аналитиков, больше напоминают гадания на кофейной гуще. Скорее всего, вектор дальнейшего развития событий еще не определен, а на его траекторию в условиях нестабильности могут повлиять совершенно неожиданные обстоятельства и силы. 

Поделиться