«Салам из Берлина» — о наших студентах за рубежом

В предыдущих выпусках материалов из серии «Салам из ….» — об отечественных студентах за рубежом мы писали о кыргызстанцах, обучающихся на бакалавра. В этот раз KNews решил немного расширить границы и представить читателю интервью с магистрантом. В этом материале вы познакомитесь с Бакаем Ниязовым, который уже второй год обучается в Берлине на степень магистра в области электроэнергетики.

Бакай, расскажи как все начиналось, как удалось поступить в университет и почему именно Берлин?

В 2008 году я поступил в Политехнический университет (КГТУ), на кыргызско-германский технический факультет. Каждый год, по соглашению между Берлинским техническим университетом прикладных наук имени Бойта и КГТУ, осуществляется обмен студентов, которые отличились успеваемостью и знанием немецкого языка, для прохождения летней в Берлинском университете. На третьем курсе мне выпала возможность пройти летнюю школу, где я впервые увидел Германию своими глазами. Во прохождения летней школы, нам показывали различные новейшие лаборатории.

Так как моя специальность «электроэнергетика», то в лаборатории меня заинтересовала одна модель электрического двигателя, которую сделали сами студенты. Мне хотелось сделать такое же, только у нас в Кыргызстане. Ведь у нас многие лаборатории уже устарели, и у студентов нет возможности что-то делать своими руками. Так вот, во время экскурсии я обратился к немецкому профессору, который был нашим гидом, и сказал о своем желании сделать нечто подобное. На что он ответил, что они готовят совместный пилотный проект, в котором можно поучаствовать и нам. Потом у нас было небольшое собеседование в кабинете у профессора, где выбрали 4-х студентов для проекта. Так вот я и попал на бакалаврский дипломный проект, где мне предстояло собрать лабораторную установку по исследованию двигателя и генератора. После успешной реализации и защиты проекта в Берлине, меня пригласили для дальнейшего обучения на магистратуре, с условием, если я получу стипендию. Я подал документы, получил стипендию и прилетел в Берлин. Скажу, что весь этот путь от летней школы до получения стипендии на магистратуру был совсем нелегким.       

Когда ты впервые понял, что хочешь учиться за границей?

Это началось еще в школе. Моя сестра училась тогда на том же факультете. Она всегда удивляла всех своими способностями в учебе. Сестра также получила стипендию и в свое время училась в Берлине и много путешествовала. Поэтому мне было на кого равняться. Также мотивация родителей, которые, кстати, занимаются научной деятельностью в сфере энергетики, помогла мне поставить определенные цели еще в школе. Тогда я уже пытался получить стипендию на обучение в Америке, ездил на различные тесты, но каждый раз проваливал. Когда стал студентом, я много занимался спортом, состоял в национальной сборной Кыргызстана и много ездил на разные сборы и соревнования, что мешало учебе и достижению моих целей. Нужно было выбирать — либо спорт, либо учеба. Так в один день я решил уйти из спорта и полностью заняться учебой, это было одним из моих лучших решений, как потом я понял.

Бакай, специальность у тебя нелегкая, расскажи, как ты справлялся с языковым барьером во время обучения?

Языковой барьер, конечно, был, думаю, как и у всех иностранных студентов, обучающихся на немецком. Одно учить немецкий на курсах, совсем другое — на практике, в реальных университетских условиях. У многих преподавателей есть различные диалекты, которые иногда сами немецкие студенты не могут разобрать, так еще и много новых технических слов. В первое время требовалось много концентрации, чтобы понять хоть что-то из слов профессора, так как частенько было шумно во время лекций. Поэтому я садился всегда в первые ряды, которые обычно пустовали, чтобы можно было получше слышать. Так я одновременно учил сам предмет и заодно улучшал немецкий.    

Образование в Германии славится своей дисциплиной и качеством. Что ты можешь сказать об этом? Что тебе нравится в системе образования, а что бы ты предпочел изменить?

В европейкой системе образования мне нравится, что не обязательно брать предметы, которые не нужны твоей будущей профессии. Нет бесполезных уроков, поэтому можно сосредоточиться на основных предметах и уделить им больше времени. По желанию можно выбрать дисциплины из множества необязательных курсов, например, подтянуть английский или испанский, научиться хорошо делать презентации на немецком или обучиться грамотному составлению резюме для работы. Также здесь уделяют большое внимание современным лабораториям, где можно проводить различные исследования. Например, дипломный проект, это не только теоретическая часть, но и практическая, то есть нужно собрать или исследовать что-то новое на реальных лабораторных установках.

Мне с самого начала не нравилась система экзаменов, где нужно за определенное время решить и написать кучу всего. Я считаю, что экзамены, где у тебя сильно ограничено время, не выявляют, хороший ли ты студент или плохой. Все мы разные, кто-то решает быстрее, кто-то медленнее.        

Как ты оцениваешь преподавательский состав? Насколько интересны лекции? Что больше нравится в процессе обучения?

Преподаватели здесь очень узкого профиля, если спросишь что-то немного не по профилю, то ничего не услышишь в ответ, потом ищи того, кто разбирается в том или ином вопросе. Не сказал бы, что преподаватели здесь чем-то отличаются от наших, есть интересные, есть совсем скучные, есть злые, есть добрые, но времени у них обычно никогда не бывает. Обычно это 1 час в неделю, поэтому приходится довольствоваться 10-15 минутами, и то, если мало студентов в очереди к нему, и если ты за неделю записался на консультацию.  

На счет лекций, ну вот представьте себе день за днем на доске математические и физические формулы, матрицы, задачи, решения, непонятные символы. Конечно, скучновато все это слушать и делать это каждый день, но есть такое слово «надо». Конечно, фанатам математики и физики это понравится, но я не вхожу в их ряды. Хотя есть некоторые интересные лекции, где я с удовольствием слушаю и учусь новому. 

В процессе обучения мне больше всего нравится, что можно почти все, что ты проходишь, сделать на практике, на каком-либо лабораторном стенде, либо смоделировать все на компьютере. В этот момент понимаешь, что изучаешь что-то реальное.  

Тяжело ли учиться?

Скажу честно, тяжело. Есть много факторов, что может повлиять на успеваемость. Например, во многих университетах Германии много иностранных студентов, так в одной группе может собраться больше 50 % иностранных студентов. Там легче с адаптацией, коммуникацией и, если проблемы в учебе, то можно попросить помощи у иностранных студентов. Мне в этом плане повезло меньше, большинство моих одногруппников — это немцы, а как известно, многие немцы холодны, с ними очень трудно подружиться и попросить помощи по учебе. Здесь каждый сам за себя. Поэтому рассчитывать на помощь кого-то мне не приходилось.

Также в моем университете почти все предметы были совершенно новыми для меня, приходилось после лекций по несколько часов сидеть и обратно все перечитывать на русском, чтобы лучше понять тему. Почти все делалось методом проб и ошибок. Но один из главных факторов, я считаю, это психологическое и моральное состояние студента. Когда в первое время много чего не понимаешь, много чего не получается, появляется неуверенность в себе и очень трудно сосредоточиться на учебе. В этот момент становится действительно трудно.    

Какие были самые необычные и неожиданные курсы в твоем учебном заведении?

Есть такой курс на выбор, забыл, как точно называется, но он про национализм и нацизм. На этом курсе рассказывается, как зарождается национализм и к каким опасным и катастрофическим последствиям это может привести. Полезно для всех, думаю. 

Сколько стоит обучение в твоем университете?

Обучение почти по всей Германии бесплатное. Существуют только студенческие сборы, в моем университете это примерно 300 евро за семестр, но как я уже говорил, учусь я по стипендии, и все мои расходы покрывает ДААД (Германская служба академических обменов – прим. ред.).

Возможно ли совмещать работу с учебой? Есть ли дальнейшая перспектива для работы и карьерного роста?

Для студентов здесь открывается огромное количество возможностей. Есть очень много организаций, которые предлагают работу параллельно учебе. Многие специально затягивают учебу, чтобы поработать где-то, так как студентам намного легче найти хорошую подработку, поэтому здесь можно увидеть множество студентов старше 28 лет. Я в своей группе самый младший, кстати.    

Если у тебя есть диплом, то перспектива найти работу есть, но на счет реального карьерного роста не уверен. Ну, хотя это зависит от человека и от того, что он считает карьерным ростом. 

Каким было твое первое впечатление от Берлина? Был ли у тебя культурный шок?

Ничего особенного, подумал я в первый раз, все это я по телевизору уже видел. Хотя здесь очень чисто и везде порядок, в отличие от других европейских городов.   

Не скажу, что это культурный шок, но в нашей группе мы не здороваемся друг с другом, когда заходим в аудиторию, каждый приходит и садится на свое место и занимается своим делом. Нет такого, чтобы группа была дружной, помогала друг другу и т.д. Также заметил, что почти все студенты во время перерывов общаются только о учебе, хочется отдохнуть от учебы, но везде речь только о ней. Устаешь немного, когда в голове целый день одна и та же учеба. 

Какие основные трудности ты встретил на своем пути в Берлине? Как удалось решить?

Сложно с коммуникациями, все заняты своими делами, никому нет дела до тебя. Хотелось больше общаться, так как я привык много общаться и постоянно находиться в обществе. Поэтому начал посещать всякие спортивные секции, где быстро завоевал уважение среди ребят и тренеров, благодаря моему спортивному прошлому. Так мне было с кем общаться во время тренировок и это немного отвлекало от повседневных проблем. 

Сложно было быстро адаптироваться к учебе, ни у кого не спросить совета, ни помощи по учебе, все было новым, недостаток информации в этот момент сильно удручает. Чтобы как-то облегчить ситуацию, я начал искать таких же, как я, немецких студентов, кто совсем сам по себе и не вписывается в какую-либо группу, нашел одного такого, начал помогать ему в некоторых вещах и больше общаться. Оказалось, хотя и молчаливый, но очень умный парень, который немало помог мне в учебе в дальнейшем. Так же был русскоговорящий парень, вот втроем мы собирались и делали многие задания вместе, что намного облегчило мою .   

Когда ты видишь, что все идет не так, как тебе хотелось, сложно было держать себя в хорошем психологическом состоянии и каждый день начинать все сначала, но мне помогало общение с близкими людьми и родителями.  

Чтобы ты посоветовал тем, кто собрался поехать учиться за рубеж?

Не ожидайте слишком многого от учебы за границей, что кто-то будет помогать вам, как-то повезет и т.д. Надейтесь только на себя и ни на кого больше. Все зависит от вас самих, ваших действий и желаний.

Убедитесь, действительно ли хотите учиться именно по той специальности, которую выбрали, и будете ли вы потом этим заниматься, в противном случае, это простая трата времени и денег.

Будьте шустрее, немного хитрее и сильнее, вы будете находиться в чужой стране, с чужими порядками и менталитетом. Придется не раз отстаивать свою точку зрения и справляться со многими проблемами, которые будут возникать на пути.    

На данный момент я чувствую, что через все эти проблемы и сложности я начинаю находить себя – понимать, каким я хочу стать, с кем общаться и чем действительно хочу заниматься в жизни.

Решиться круто изменить жизнь совсем нелегко, но оно того стоит. Иногда очень важно думать самостоятельно, своей головой. Думать о том, чего ты в действительности хочешь от жизни, отбросив все другие факторы, как мнение знакомых, друзей и родителей. Ведь, в конце концов, у всех свои жизни и все мы разные, не нужно жить чужой жизнью. Надо стараться найти свое призвание и себя. А для этого нужно твердо идти своей дорогой и принимать важные решения самостоятельно.

Желаю удачи и терпения всем тем, кто учится или собирается учиться заграницей! 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться