20 лет с начала войны: как чеченский конфликт изменил Россию

Автор -

20 лет назад с безуспешной танковой атаки на Грозный и указа Бориса Ельцина о восстановлении конституционного порядка началась Чеченская война. Она значительно повлияла на изменения внешней и внутренней политики России, взаимоотношения центра и регионов, военное строительство, экономику страны, подводят итоги эксперты. Передает РБК.

Окружение Бориса Ельцина замыслило в 1994 году быструю войну, которая  поможет решить проблемы президента с рейтингом, вспоминает политолог Глеб Павловский. Российское население еще летом 1994 года тоже не ожидало от событий в северокавказской республике ничего страшного и радикального, поэтому введение войск, первые неудачи российской армии и жертвы стали настоящим шоком, говорит гендиректор ФОМ Александр Ослон. В 1995 году действия силовиков поддерживали около 20%, россиян, 15-20% говорили о безразличии к происходящим событиям, а подавляющее большинство выступало за мир, приводит он данные опросов того времени.

Именно после этих событий военные активно пошли в политику, а все, кто демонстрировал волю к наведению порядка и восстановлению мира, получали шансы на успех на выборах. С началом войны же взошли звезды генералов: Бориса Громова (в 1995 году прошел в Госдуму, а во время второй чеченской кампании избирался губернатором Московской области), Льва Рохлина (был одним из лидеров предвыборного списка провластной НДР) и Александра Лебедя. Последний занял третье место на президентских выборах, получил пост секретаря Совета безопасности. После подписания Хасавюртовских соглашений (август 1996 года) его рейтинг составил рекордные на тот момент 27%, напоминает Ослон.

После кризиса 1998 года почти все  политики, чей рейтинг позволял претендовать на высший пост, были связаны с силовыми структурами. Премьерами последовательно становились вначале экс-директор Службы внешней разведки Евгений Примаков, а затем два бывших директора ФСБ Сергей Степашин и Владимир Путин. Причем Путина «разглядели» после вторжения террористов в Дагестан, взрывов домов в Москве и других городах и его жестких заявлений о борьбе с терроризмом, отмечает Ослон.

«Со времени Чеченской войны Россия стала постоянно жить как бы в условиях чрезвычайного положения, а оно требует и особых мер, и чрезвычайного лидера», – отмечает Павловский. По его мнению события в Чечне привели и к тому, что власти в конце концов взяли под контроль телевидение, в частности НТВ, чей тон в Кремле считали «пораженческим». 

«Ввод войск в Чечню предопределил унитарную модель развития России», – уверен Павловский. Хотя был и другой путь: Россия могла стать федеративным государством в правовом смысле этого слова, то есть регионы могли получать большую автономию, отмечает он.

После ельцинского «берите суверенитета столько, сколько сумеете проглотить» автономные республики приняли «суверенные» Конституции. К 1992 году многие регионы подписали с Москвой федеративные договора – отказавшись от собственной «суверенности» они получили «всю полноту государственной власти» на территориях (появились выборы своих президентов, республиканское гражданство) за исключением переданных центру полномочий. Татарстану был предоставлен особый статус. В 1996 году по инициативе президента Бориса Ельцина повсеместно вводятся прямые выборы глав регионов.

Усмирив Чечню, Путин взял курс на построение вертикали власти. Началось все с введения федеральных округов, во главе которых встали полпреды президента, вспоминает политолог Михаил Виноградов. Изменен порядок формирования Совета Федерации, в результате чего главы исполнительной и законодательной власти субъектов потеряли право заседать в верхней палате парламента и лишились неприкосновенности. Президент получил право отстранять от должности губернаторов. Начался процесс унификации регионального законодательства по федеральному образцу.

Уже в 2002 году о разрушении Путиным федерализма в России заявила бывшая премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер на встрече с лидером «Союза правых сил» Борисом Немцовым. Как раз тогда регионы лишились права самостоятельно определять тип избирательной системы.

Захват школы в Беслане стал еще одним обоснованием для централизации управления – по инициативе Путина отменялись выборы губернаторов, а президент получил право назначать и увольнять их «в связи с утратой доверия». С 2005 года Москва взялась за укрупнение регионов – в результате прекратили существовать шесть автономных округов.

По инициативе чеченского лидера Рамазна Кадырова федерализм лишился символичного атрибута – высшим должностным лицам регионов запрещено называться президентами (отсрочка сделана для Татарстана и Башкирии).

По инициативе экс-президента Дмитрия Медведева в 2012 году выборы губернаторов восстановлены, но позже регионы получили право делать исключения — в результате по-прежнему напрямую не выбирают глав большинства кавказских республик, Крыма и Севастополя, в ноябре отменены выборы и в трех северных автономных округах. 

Поделиться