Барьеры на пути инклюзивного образования

Автор -
309

    Формы обучения, при которых ребенок с ограниченными возможностями не покидает обычной микросоциальной среды, представляются наиболее предпочтительными как для специалистов, так и родителей этих детей. Процесс интеграции детей с особыми нуждами в массовые образовательные организации начался в Кыргызстане еще в 1990-е годы. Но по мере развития данной практики были обнаружены не только преимущества, но и трудности. К ним следует отнести методические сложности для педагогического персонала, возникающие в ситуации, когда в одном классе или группе собраны дети с разными образовательными потребностями. 

    Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) в рамках проекта «Улучшение доступа к образованию для детей со специальными нуждами в Кыргызской Республике», реализуемого при финансовой поддержке образовательной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан», начал работу по улучшению диагностики состояния ребенка и его сопровождению в дошкольном возрасте. 

    «Не одна национальная модель инклюзивного образования не может быть принята другими государствами без внесения каких-то корректив в соответствии с социально-экономическими условиями. Но во всех странах, где реализуется интеграция детей с особыми нуждами в массовую школу, проводятся постоянная диагностика развития ребенка. Ребенок, его родители, педагоги получают сопровождение и дополнительную поддержку – информационную, медцинскую, психологическую», – отмечает менеджер по проектам ФЕЦА Анара Надирбекова.   

    «Наша цель – это получение ребенком, начиная с раннего возраста, позитивного опыта от учебы, игры, общения со сврестниками. Поэтому в процесс инклюзивного образования необходимо вовлечь всех заинтерсованных в развитии ребенка лиц – педагогов, медиков, социальных работников, родителей, представителей власти», – продолжает Надирбекова.

     По ее словам, для развития инклюзивного образования необходимо повысить понимание в обществе важности обучения детей с особыми нуждами. Но это понимание может прийти только с повышением знаний о ребенке, об особенностях тех нарушений здоровья, с которыми этому ребенку приходится жить, и его возможностях. 

    «Когда педагог хорошо знает ребенка, то он понимает, как можно наиболее эффективно выстроить работу с ним. Процесс инклюзивного образования всегда должен сопровождаться диагностикой развития ребенка, получением педагогом и родителями всей информации о ребенке», – сказала представитель ФЕЦА.

    Поделиться