Алтынай Омурбекова: Прямые выборы дадут большую самостоятельность мэру Бишкека

Автор -
504

    О проблемах столицы, о том, почему стоит ввести прямые выборы мэра Бишкека, а также о решении актуальных социальных вопросов и многом другом рассказала кандидат от партии «Республика-Ата Журт» Алтынай Омурбекова, занимавшая должности депутата Жогорку Кенеша, акима Ленинского района, и. о. вице-мэра Бишкека.

    — Алтынай Сейитбековна, расскажите, какие существуют проблемы в Бишкеке, и как их решить?

    — Если говорить об основных проблемах, то это в первую очередь вопросы дорог. Дорога — артерия жизни. Мы, к сожалению, не успеваем следить за их разрушением. Есть дороги, которые вообще не видели асфальтового покрытия, в черте города таких не мало, есть те, которые уже требуют повторного ремонта.

    Также для города важны вопросы освещения. Это и безопасность, и элементарно вопрос комфортного проживания. Из 36 тыс. светоточек, которые на сегодня есть в городе, в рабочем состоянии находятся порядка 10 тыс. В этом направлении городом ведется определенная работа, но ее опять-таки недостаточно, помимо реанимирования существующих светоточек, необходимо строительство новых. Если мы говорим о проекте «Безопасный город», его реализация напрямую связана с освещением. Потому что устанавливать камеры в неосвещенных местах абсолютно не имеет смысла, а в плане безопасности камеры должны работать именно в темное время суток.

    Вопросы, которые также сегодня очень актуальны, это санитарная очистка и благоустройство. Изношенный парк спецтехники муниципального предприятия «Тазалык» не позволяет эффективно решить эти вопросы – провести качественную санитарную очистку. На сегодня уже ратифицировано соглашение с Европейским банком реконструкции и развития о выделении 22 млн долларов по проекту «Улучшение системы управления твердыми бытовыми отходами в городе Бишкеке». Я думаю, это послужит импульсом для решения вопроса.

    Также отдельные районы города требуют газификации, вопросы центральной канализации тоже остро стоят. Для северной части города болезненный вопрос – это пришедшие в негодность закрытые дренажи, засыпка и уничтожение, бесхозность открытых дренажей. Весной уровень грунтовых вод повышается и идет затопление жилых домов.

    Одна из особенностей нашего города – это наличие 47 жилых массивов, которые идут по всему периметру Бишкека. В свое время жилмассивы называли «саманным поясом» столицы. И именно в новостройках проблемы стоят гораздо острее именно в инфраструктурном плане, так как там пока не удовлетворены даже базовые потребности. В жилмассивах на данный момент по разным данным проживает до 400 тыс. человек. Это одна третья часть города, и не решать их основные вопросы нельзя. И проблема здесь в пресловутой нехватке денег. Из республиканского бюджета на капитальные вложения Бишкеку из года в год выделяется мало средств. Этих средств, конечно же, недостаточно, чтобы полноценно охватить решение каких-либо вопросов.

    Также на сегодняшний день жилищный фонд очень изношен, изношены сети, и с тех пор как мы перевели отдельные многоэтажные дома в форму ТСЖ, они пытаются справляться своими силами за счет членских взносов. А есть дома, которые мы называем бесхозными, они не обслуживаются ни одной управляющей компанией, в них не созданы ТСЖ, и как следствие, разрушены все внутридомовые сети. Как правило, там проживают или пенсионеры, или социально уязвимые семьи. Сейчас городом выделяются стимулирующие гранты на решение вопросов жилищно-коммунального фонда — порядка 10 млн сомов ежегодно. Но выделяемых средств недостаточно, конечно. Еще одна проблема – внутриквартальные, внутримикрорайонные дороги, которые давно пришли в негодность.

    Я считаю, в решении подобных вопросов необходимо дать больше самостоятельности именно районным администрациям. В Бишкеке есть районная ступень бюджета, но здесь опять же идет речь о недостаточности доходов города. Город собирает примерно 34 млрд сомов налогов, но после расщепления большая часть идет в республиканский бюджет, а столице остается порядка 7,5 млрд. Эта цифра последние три года практически не меняется. И примерно 90% этих средств — защищенные статьи, то есть на развитие средств не остается. Можно было бы собираемые местные налоги  оставлять в районах, тогда и сами районные администрации были бы заинтересованы собирать больше налогов, лучше бы их администрировали.

    — Если будет необходимое финансирование, за какой срок можно решить проблемы города?

    — Чтобы решить базовые вопросы столицы, о которых я говорила, нам необходимо порядка 3 млрд сомов ежегодно, выделяемых консолидировано по статье капвложения из городского и из республиканского бюджетов. Это вполне реальная сумма. Если будут эти средства, в течение 5 лет мы сможем снять основные вопросы. И не нужно браться за все сразу – в этот год, к примеру, решить вопросы с освещением. Надо отметить, что в последние три года появилась хорошая тенденция – более менее решились вопросы с электроснабжением. Но чтобы решить все остальные вопросы, не менее 3 миллиардов сомов должно уходить на капитальное строительство.

    У нас сегодня в школах по 50 человек в классах обучаются, о каком качестве образования можно говорить. Есть районы, где катастрофически необходимы новые школы и, конечно же, детские сады, потому что далеко не у всех есть доступ к качественному образованию, строительство муниципальных садов просто необходимо.

    — Часто можно услышать от чиновников речи о развитии государственно-частного партнерства, но, несмотря на все разговоры, результатов этого партнерства город не видит. Скажите, почему так происходит? Какие проекты можно реализовывать в рамках ГЧП в Бишкеке?

    — К примеру, давайте возьмем строительство детского сада. Допустим, есть инвестор, который хотел бы построить детсад в рамках ГЧП. Что это означает? Город предоставляет безвозмездно участок, инвестор вкладывает свои средства в строительство, при этом возможно, что город помогает с проектными работами, с вводом в эксплуатацию, с подключением коммуникаций, то есть роль каждого определяется соглашением. Соответственно, ввиду того, что затраты благодаря безвозмездному выделению земли были не такими большими, и цены этого детсада должны быть более менее приемлемыми, чтобы все дети смогли его посещать.

    Но на сегодня, в столице действует положение о порядке предоставления земельных участков, утвержденное постановлением городского кенеша, согласно которому земля может быть предоставлена только на конкурсной основе.

    — То есть у нас даже нет законодательной основы для ГЧП?

    — Да. Мы говорим, давайте привлекать инвесторов, и это очень красиво звучит. Однако вопрос не проработан. Депутаты горкенеша должны привести положение о предоставлении земельных участков в соответствие с самим законом о ГЧП – внести оговорку, что участок может быть предоставлен вне конкурса в рамках государственно-частного партнерства.

    — Партия «Республика-Ата Журт» выступает за прямые выборы мэра. Скажите, почему Вы поддерживаете эту идею?

    — Возьмем, к примеру, последние выборы мэра Бишкека – они были безальтернативными, и его избирали депутаты. Депутаты – это представители народа, в идеале каждый депутат городского кенеша, который сегодня представлен в парламенте, должен был проехать по округам и получить согласие избирателей на представленную кандидатуру градоначальника. На последних выборах такого не было. Депутаты согласно своему субъективному мнению приняли решение голосовать или нет. Получается, горожане были исключены из этого процесса. Дело здесь не в персоналиях, а именно в самом подходе.

    Как правило, мэр, который избирается депутатами, в какой-то степени зависим от них, и в последнее время я наблюдала, что были различные недоразумения между депутатами и мэрией, что не служит во благо города. Прямые выборы дадут большую самостоятельность мэру города. И тогда уже он будет непосредственно перед горожанами, а не перед депутатами держать отчет – отчитываться о проделанной работе с тем, чтобы на следующих выборах заслужить или не заслужить доверие. Я считаю, выборы мэра — это общемировая практика, это нормальный процесс. А депутаты городского кенеша будут принимать нормативно-правовые акты, по которым будет жить город, и соответственно, которые будут обязательны для исполнения мэром города.

    — Какие еще вопросы Вы планируете поднимать в случае прохождения в Жогорку Кенеш?

    — Сегодня как никогда актуальны вопросы насилия в отношении детей. Если я стану депутатом, я постараюсь убедить своих коллег в необходимости детского омбудсмена. Об этом уже говорилось не раз, однако безрезультатно. Я считаю, что дети нуждаются в отдельном институте защиты. Я за бескомпромиссное ужесточение наказания в отношении педофилов. Также я буду поднимать вопросы семьи. Не должно быть детей, живущих вне семьи. Я буду поднимать вопрос по упразднению такого понятия как детский дом. Должны быть фостерные семьи, затем постоянные, чтобы детки могли жить в полноценных семьях. Конечно же, необходимо культивировать институт семьи, возможно тогда и не будет необходимости в детских домах и в фостерных семьях. Когда не будут распадаться семьи, когда женщины будут следить за своим здоровьем, планировать семью. Планирование семьи – это основополагающий аспект многих социальных проблем.

    Когда я была депутатом в 2010 году, совместно с группой парламентариев нами был принят рамочный закон о пожилых людях, который на сегодня носит декларативный характер и не имеет практической реализации. Очень часто пожилые граждане остаются наедине со своими проблемами. Зачастую одиночество и депрессия — постоянные спутники пожилых людей. В рамках этого закона было предусмотрено, что пожилые люди смогут собираться в клубы для общения, которые будут создавать органы МСУ. Я планирую заняться практической реализацией этого закона.

    Также один из актуальных вопросов в социальной сфере – это поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Возьмем в пример Бишкек. На сегодняшний день таким семьям выделяется пособие в виде стипендии 500 сомов раз в квартал. Что такое сегодня 500 сомов раз в 3 месяца? Это один раз сходить в магазин. Но если взять в целом по городу, выходит большая сумма. Мы тратим огромные деньги, но не помогаем ни одной семье. На мой взгляд, поддержка государства должна выражаться не виде таких стипендий. Пусть эти же деньги мы переведем в беспроцентные целевые микрокредиты по выводу семей из бедности. Необходимо учить такие семьи, как выбраться из трудной жизненной ситуации, возможно проводить семинары по открытию собственного дела, показать пути решения проблемы по трудоустройству – то есть это целый комплекс проблем. И, конечно же, мы не должны только пособиями отделываться – роль государства на этом не заканчивается.

    Также я бы пересмотрела коренным образом пособия, которые выделяются детям по инвалидности. Деньги выделяются небольшие, не для кого ни секрет, что часто родители часто отдают деток с ограниченными возможностями в специализированные дома, просто потому что не в силах их содержать. При этом мы выделяем определенные деньги на содержание специализированных детских домов, но давайте посмотрим куда они уходят. На питание — мизер, на одежду — мизер, на обучение — мизер. Все остальное – это бесконечные стены, то есть ремонт крыши, того, другого. Я думаю, если бы материальная поддержка таким семьям была достаточной, ситуация бы поменялась кардинальным образом.

    Одним словом, вопросов, проблем для решения много. И я иду в парламент, чтобы их эффективно решать.

    Поделиться