Политическая партия «Бутун Кыргызстан Эмгек» — это первая и единственная организация, заявившая о необходимости возрождения в нашей республике такой важной экономической модели хозяйствования, направленной на улучшение социально-материального положения соотечественников и усиления их общественной активности, как кооперативное движение.
О деталях данного проекта рассказывает инициатор этой идеи из партии «Бутун Кыргызстан Эмгек» Гуля Рыскулова.
— Скажите, чем вызвана необходимость ренессанса в Кыргызстане такого, казалось бы, уже подзабытого явления, как кооперация?
— В том то и дело, что «казалось бы, уже подзабытого»! На самом деле это очень актуальный проект, который необходим нашему населению. Кооперативное движение в его самых разнообразных формах, включающих союзы домовладельцев, жилищные объединения, укрупненные сельхозпредприятия, микрокредитные альянсы и многое другое – самый реальный шанс для большинства кыргызстанцев, особенно в депрессивных регионах, круто изменить свою жизнь к лучшему. И подобный шанс им предоставляет сейчас только партия «Бутун Кыргызстан Эмгек»!
— Действительно, в советский период сфера потребкооперации республики обслуживала более 90% сельских жителей. Система Кыргызпотребсоюза располагала широчайшей сетью торговых, производственных, заготовительных и иных предприятий, входя в единую цепь, возглавляемую Центросоюзом… Вы хотите всё это оживить, или как?
— Дело в том, что в середине 90-х годов у нас усилились тенденции по дезинтеграции системы потребительской кооперации, а также неоправданному, а порой и незаконному отчуждению кооперативной собственности. Именно в этот период Кыргызпотребсоюз понес огромный материальный урон, имущество потребкооперации под видом ликвидации ее монопольного положения отбиралось, под предлогом коммерциализации и акционирования оно переходило в частные руки. Многие из кризисных явлений были обусловлены также и внутрикооперативными факторами, начиная от игнорирования некоторыми работниками роли и интересов пайщиков и кончая неумением соперничать с конкурентами на рынке.
В итоге распад единой системы потребительской кооперации Кыргызстана, этого важного элемента социально-экономического механизма республики, почти единственной торговой системы в сельской местности, самым пагубным образом отразилось на благосостоянии провинциального населения.
— К чему еще это всё в результате привело?
— Снижение объема сельскохозяйственного производства и обесценивание фермерского труда снизило денежные доходы крестьянского населения быстрее, чем доходы горожан. А рост цен в большей степени затронул те товары, которые занимают значительный удельный вес в покупках сельских жителей! По этим причинам в периферийных регионах Кыргызстана сейчас наблюдается резкое снижение покупательской способности граждан, находящихся в критическом социально-экономическом положении.
— Что же следует сделать для исправления катастрофического положения?
— Кыргызстану давно пора взять пример с других стран, где известны не менее 4 тысяч актов, декретов и постановлений о кооперации. Обратимся к самому близкому и понятному всем варианту — опыту наших соседей. Событием особой важности для России, Казахстана, Украины, Узбекистана, Белоруссии, да и других постсоветских республик, было принятие специальных законов о потребительской кооперации и профильных обществах, а также о сельской кооперации, которые юридически закрепили необходимость кооперации как целостной модели хозяйствования! Благодаря этому у наших партеров по СНГ законодательно оформлены основные принципы и структуры управления кооперативами, усилена роль пайщиков, определены взаимоотношения кооперативов с органами государственной власти, контроля и управления, а также многое другое.
— В чем главная востребованность такой модели?
— Современные тенденции развития мировой экономики и финансово-социальных взаимоотношений, особенно в развивающихся странах, к которым относится и Кыргызстан, уже давно и успешно доказали состоятельность потребительской кооперации, как одного из приоритетных сегментов глобальной системы, направленной на повышение благосостояния общества, борьбы с бедностью, созданию на селе инфраструктуры и обеспечению занятости граждан.
— Какие шаги предпринимаются в законотворческом направлении?
— В свое время энтузиастами кооперативного движения, имеющими громадный опыт в этой области, был разработан и внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша и Правительства КР проект Закона «О потребительской кооперации». Он может и должен стать правовой базой возрождения этого востребованного феномена в нашем государстве, ее реформирования в соответствии с проводимыми сейчас экономическими преобразованиями.
— В чем специфика предлагаемого законопроекта?
— В нем имеются целых 44 статьи и 9 глав, подробно описывающих все аспекты: это общие положения, вопросы образования потребительского сообщества, то, что касается органов управления, имущества общества, фундаментальные основы деятельности, и многое другое.
Отмечу, что базисом этого стратегически важного документа является признание пайщика самой важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и во всей системе! В нашем варианте через весь закон проходит одна главная идея: структуры потребкооперации созданы самими членами кооперативов и должны служить интересам этих пайщиков!
— Что в целом представляет собой потребительское общество?
— Это способ самоорганизации граждан или организаций в сфере, не связанной с достижением целей предпринимательской деятельности. Его члены являются потребителями товаров, работ, услуг. Тем самым подчеркивается, что такое общество представляет собой объединение, прежде всего, людей, а не капиталов. Цель – обеспечивать удовлетворение материальных, социальных и иных потребностей пайщиков, а не извлечение доходов, которая отнюдь не цель, а только средство ее достижения.
Также отмечу, что предметом регулирования предлагаемого законопроекта являются организационно-правовые и социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования, прекращения действия потребительских союзов и обществ, а также отношения с другими хозяйствующими субъектами и государством. Это очень важно!
— А разве в Кыргызстане сейчас нет законов о кооперации?
— Есть. Однако в действующем Законе КР «О кооперативах» отсутствуют понятия «потребительская кооперация» и «потребительское общество», нет также четкого разделения кооперативов на коммерческие и некоммерческие, производственные и потребительские. В итоге нынешний закон, при своей относительной прогрессивности, несовершенен! Сохраняется нерешенность вопросов создания целостной и многоуровневой системы потребкооперации. А это не позволяет рассматривать ее как самостоятельный сектор экономики.
— Какие есть приоритеты в этой сфере?
— Главным направлением деятельности потребкооперации в Кыргызстане, да и в целом в СНГ, должна стать помощь селянам в обеспечении товарами первой необходимости, сбыте продукции, ведении подсобного хозяйства, совместном приобретении минеральных удобрений, семян, молодняка скота, искусственном осеменении скота, и т.д. Обновленная система потребкооперации КР обязана организовывать, кроме прочего, досуг населения, оказывать поддержку малоимущим и инвалидам, обеспечивать население лекарственными и ветеринарными препаратами. В кооперативных магазинах должны открываться библиотеки, чайные, столовые, возле них создаваться детские игровые площадки. Разве это не актуально?
— Безусловно, актуально!
— Поэтому партия «Бүтүн Кыргызстан Эмгек» считает — назрело время для унификации правового обеспечения организации и деятельности системы потребительской кооперации, которая позволит устранить существующие пробелы в национальном законодательстве, усилить роль государства в создании необходимых условий и гарантий развития кооперации в Кыргызстане.
Я уверена, что в случае прихода к парламентской власти нашей партии, мы сможем осуществить все намеченные программы по развитию кооперации!
«Бүтүн Кыргызстан Эмгек» является единственной партией которая серьезно занимается возрождением кооперативного движения, потому я как избиратель, который осознанно делает выбор для процветания страны проголосую именно за эту партию, чего и советую всем избирателям нашей страны.
Оплачено из избирательного фонда ПП «Бутун Кыргызстан Эмгек».