Побег из СИЗО-50: обвиняемые рассказали, как убивали сотрудников учреждения, и кто помог им бежать

Автор -
1251

    Свердловский районный суд Бишкека под председательством Санжара Чотонова накануне начал рассмотрение по существу уголовного дела о побеге из СИЗО-50. Процесс проходит в здании Бишкекского горсуда. На скамье подсудимых пять человек. Это трое оставшихся в живых беглецов: Эдиль Абдрахманов, 1986 года рождения, Музаффар Уринов, 1986 года рождения, и Болот Курбанахунов, 1970 года рождения, все ранее приговорены к пожизненному лишению свободы (ПЛС).

    Кроме того, перед судом предстали двое их пособников: Максатбек Абдрахманов, 1984 года рождения, уроженец Каракола Иссык-Кульской области, и жительница Бишкека Нурсият Рысбекова, 1981 года рождения. Последняя, по данным МВД, была гражданской женой ликвидированного в ходе спецоперации беглого заключенного Алтынбека Итибаева.

    В распоряжении KNews оказались материалы уголовного дела с показаниями обвиняемых, где они возложили всю вину за убийство сотрудников ГСИН на Итибаева и Данияра Кадыралиева (также застреленного во время задержания).

    «С первого дня прибытия в СИЗО-50 А.Итибаев стал собирать информацию об учреждении, в котором содержался, о сотрудниках и распорядке дня. Он сделал для себя вывод, что среди сотрудников дежурных смен имеются люди, занимающиеся незаконными связями с заключенными, через которых можно добиться послабления режима, получения запрещенных предметов и т.д. При составлении плана побега Итибаев отвел таким сотрудникам главенствующую роль в своем плане. Проанализировав характеры сотрудников дежурных смен, он остановился на Т.Садыбакасове (прапорщик внутренней службы Туратбек Садыбакасов, 1978 года рождения, уроженец Балыкчы, в органах УИС служил с 2007 года – прим. KNews), по своему характеру склонному к незаконным связям с заключенными», — говорится в материалах уголовного дела. 

    Как отмечается, у Итибаева завязались дружеские отношения с Садыбакасовым. Заключенный «при каждом удобном случае входил в доверие путем разговоров, просьб и оплаты за исполнение мелких поручений». У сотрудника СИЗО «притупилось чувство ответственности, возникли дружеские отношения с Итибаевым, которые он всячески поощрял».

    «Понимая, что Садыбакасов из корыстных побуждений пойдет на любые нарушения режима, Итибаев связывался со своей женой Л.Кудашовой (Лариса Кудашова, бывшая супруга так называемого амира местной ячейки «Жайшуль Махди» Советбека Исламова, убитого в ходе спецоперации в январе 2011 года в селе Стрельниково – прим. KNews) и просил ее передать деньги через Садыбакасова. Кудашова, не подозревая об истинных намерений своего мужа, через контролера по комнате свидания А.Алышеву передала сначала 5 тыс. сомов, а затем $100. В свою очередь, Алышева по просьбе Садыбакасова передала ему деньги, полученные у Кудашевой. Итибаев, получая деньги через Садыбакасова, часть оставлял ему за услуги, другую забирал себе, при этом показывая, что у него имеются денежные средства для оплаты незаконных услуг», — отмечают в следствии.

    «Затем Итибаев с помощью Садыбакасова начал встречаться со своими соратниками Данияром Кадыралиевым, Бакытом Кенжегуловым (он скончался после задержания – прим. KNews) и Эдилем Абдрахмановым, в прогулочных дворах, где они вели беседы о действиях ИГИЛ и планах на побег», — также отмечается в материалах дела.

    По словам обвиняемых, именно Садыбакасов в ночь на 12 октября 2015 года открыл двери камер, где содержались Итибаев, Кадыралиев, Уринов, Кенжегулов и Азамат Мусуралиев (также убит при задержании в Сокулукском районе), и незаконно вывел их на прогулочный двор. Его же заключенные, готовящиеся к побегу, первым связали, а после задушили.

    В материалах также говорится, что информацию о структуре объектов СИЗО-50 Итибаев получал при «однократных выводах в кабинет начальника Иманалы Тельтаева, расположенный в административном здании, на различного рода беседы». Что это были за беседы, в деле не уточняется.

    Про машину майора внутренней службы Таалайбека Омурзакова Итибаев, по версии следствия, также узнал из бесед с сотрудниками учреждения. В ночь побега на его минивэне «Тойота Эстима» и скрылись девять осужденных и следственно-арестованных.

    Рассказывая детали той ночи, обвиняемые в побеге, сообщили следствию, что, связав заранее заготовленными бинтами из простыней Садыбакасова, они стали поджидать в коридоре других сотрудников СИЗО-50. В ту ночь в учреждении дежурили четыре человека – Таалайбек Омурзаков, старшина внутренней службы Фархат Орозбек уулу и подполковник внутренней службы Тилек Абылгазиев. Двое первых, обеспокоенные долгим отсутствием сослуживца, пошли его искать. На входе в прогулочный двор они столкнулись с заключенными.

    «Чувствуя, успешность своих планов и скорое освобождение, Итибаев с особой жестокостью стал душить Омурзакова руками. Когда тот начал терять сознание, Итибаев вынул из кармана своей куртки приготовленный ранее ремешок от спортивной сумки и, обвязав его вокруг шеи, стал душить Омурзакова, пока тот перестал подавать признаки жизни», — говорится в материалах дела.

    Фархата Орозбек уулу, по данным следствия, в это время душили веревками из простыней и подтяжками от брюк Азамат Мусуралиев и Бакыт Кенжегулов.

    Обездвиженного, но еще живого Садыбакасова задушил ремешком от сумки Кадыралиев. Он же освободил из камер остальных беглецов – Эдиля Абдрахманова, Болота Курбанахунова, а также Таалайбека Жуманова и Муратбека Жумалиева (оба скончались после задержания).

    Все девятеро направились в сторону дежурной части, где в это время находился ответственный от руководства оперуполномоченный Тилек Абылгазиев.

    «Итибаева не интересовал процесс линчевания Абылгазиева, — говорится в материалах следствия. — Его интересовало, где находится оружейная комната и где хранятся ключи. Абылгазиев, справедливо опасаясь за свою жизнь, вынужден был рассказать интересующую его информацию. В это время жаждущие крови Кадыралиев и Абдрахманов занимались поиском предметов, с помощью которых они могли бы как можно болезненней убить Абылгазиева. Абдрахманов наткнулся на металлический молоток используемый сотрудниками по назначению при различного рода ремонтах. Он схватил молоток, подбежал к Абылгазиеву и несколько раз замахнулся, чтобы ударить, однако будучи человеком морально слабым, не смог осуществить начатое. Видя его нерешительность, Кадыралиев с целью умышленного лишения жизни, из-за осуществления Абылгазиевым служебной деятельности, на почве религиозной ненависти, применения насилия опасного для жизни и здоровья сотрудника мест лишения свободы и содержания под стражей, выхватил у него молоток, подошел к сидящему на корточках Абылгазиеву и с особой жестокостью, большой физической силой стал наносить систематические удары в теменную часть его головы. Кадыралиев продолжал бить до тех пор, пока, получив телесные повреждения не совместимые с жизнью, Абылгазиев перестал подавать признаки жизни», — говорится в материалах.

    Позже от полученных телесных повреждений Тилек Абылгазиев скончался в нейрохирургическом отделении Национальной больницы.

    Следующее заседание по делу о побеге из СИЗО-50 назначено на 28 января. 

    Поделитесь новостью