В Кыргызстане ужесточают ответственность за терроризм и экстремизм. По информации ГКНБ, в тюрьмах за эти преступления отбывают наказание 133 человека, из них 10 приговорены к пожизненному лишению свободы.
В 2015 году выявлено 360 фактов проявления экстремизма, возбуждено 140 уголовных дел. Всего на учете МВД состоит 1 тыс. 945 сторонников запрещенных религиозных организаций.
Возрастающая угроза заставляет власти предпринимать определенные меры: в парламенте на обсуждении находятся сразу несколько законопроектов об ужесточении ответственности за терроризм и экстремизм.
Звонок за 3 миллиона
Последнее время все чаще в милицию поступают сообщения о готовящихся терактах в крупных торговых центрах, аэропортах, кафе… Вчера поступил вызов о заложенной бомбе в школе. Ложный. Не так давно сообщили о заминированном чемодане в сквере. Информация тоже не подтвердилась.
По данным правоохранителей, в 2015 году поступило 20 ложных звонков о заложенных бомбах. На каждый из них спецслужбы и милиция реагируют и тратят ресурсы: на место выезжают сотрудники и специалисты, на несколько часов блокируется здание или местность, эвакуируют людей.
В ГКНБ придерживаются мнения, что за телефонный терроризм сегодня нужно наказывать более жестко, чем просто штрафом в 50 тыс. сомов и публичным порицанием в СМИ. В комитете предлагают за ложный вызов увеличить штраф наказания до 3 млн сомов, или лишением свободы до 5 лет. Эти меры, считают в спецслужбах, отобьют желание у ревнивых мужей и пьяных шутников звонить и «ставить всех на уши».
Депутаты парламента поддерживают рвение чекистов, но сумму штрафов предлагают оставить на уровне 1 млн сомов, а в случае причинения особо крупного ущерба – 1,5-2,5 млн, или лишение свободы до восьми лет.
Детей-экстремистов в тюрьму
По данным ГКНБ, в Сирии сегодня находятся 93 кыргызстанки и 53 ребенка из КР. В боевых действиях участвуют и дети, 6-10 лет. Не редки случаи, когда несовершеннолетние вовлекаются в экстремистскую деятельность.
Искоренять порочную практику в парламенте решили тоже ужесточением наказания. Кыянбек Сатыбалдиев (СДПК) предлагает изменить законодательство и наказывать за терроризм и религиозный экстремизм начиная с 14 лет. В профильных комитетах парламента документ вызывает широкие дискуссии, но однозначной поддержки пока нет. В ГКНБ заявили свое решительное «за», правительству и аппарату президента также нравится идея.
Несколько депутатов озаботились защитой прав детей и считают, что необходимо наказывать нерадивых родителей, отправляющих своих чад на верную смерть в зоны конфликтов. Мало кого интересуют причины, толкающие, как детей, так и взрослых, отправляться в зоны боевых действий. Бороться с последствиями – оно легче.
Как рассказал депутат Улан Примов («Онугуу-Прогресс»), за вывоз детей в зоны боевых действий предусматривается четыре-семь лет тюрьмы. Это касается также и лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, педагогов или других работников образовательного, воспитательного, лечебного учреждения, на которых возложены обязанности по надзору.
Смерть террористам
О необходимости в очередной раз перекроить Конституцию заговорили в прошлом году. Одним из поводов внести изменения в Основной закон может статься «вышка». Уже не первый год муссируется инициатива возврата смертной казни, которую на референдуме 2010 года заменили на пожизненное лишение свободы. Высшую меру наказания предлагают вернуть для террористов и педофилов. Как рассказал K—News лидер фракции «Онугуу-Прогресс» Бакыт Торобаев, сейчас в разработке соответствующие документы.
Кроме того, в парламенте хотят ужесточить и наказание за теракты: до 15 лет для одного участника и до 20, а то и «вышки», если они совершены организованной преступной группой и повлекли за собой смерть человека.
Решетка за оду террористам
Еще одно новшество, которое народные избранники предлагают ввести, касается интернет-источников. Этот законопроект, пожалуй, вызвал наибольшие обсуждения, особенно среди представителей СМИ и гражданского общества, поскольку может коснуться их напрямую.
Однако инициаторы уверяют, что свободы слова эти нормы не коснутся, а ограничат только распространение экстремистской информации. Согласно законопроекту, публичное прославление или восхваление террористической или экстремистской деятельности в СМИ или интернет-ресурсах будет караться штрафом. Даже если отсутствуют призывы и неумышленная демонстрация символики или атрибутики. Сумма наказания для физических лиц будет 20 тыс. сомов, для юридических – 100 тыс.
Кроме того, предлагается карать и за рецидив. Если в течение года проштрафившийся сайт повторно нарушит норму, наказание ужесточат до 200 тыс. сомов, или тюремным сроком от одного до трех лет.
«Без принятия этой нормы привлечь лицо, подпольно занимающееся вербовкой граждан в ряды экстремистских и террористических организаций, к уголовной ответственности по действующему УК КР практически невозможно», – отмечают инициаторы.
Министерство транспорта и коммуникаций же озабочено другой проблемой – блокировкой экстремистских материалов в интернете. В ведомстве сетуют, что в судах долго рассматривают такие дела. Поэтому Минтранс и ГКНБ предлагают, чтобы дела по признанию информационных материалов экстремистскими рассматривали в течение 3-5 дней.
Как отметил заместитель министра транспорта Эрнис Мамырканов, поправки позволят блокировать информацию до рассмотрения дела по существу и вердикта суда. Но у кыргызских провайдеров на сегодняшний день нет технических возможностей блокирования отдельной информации или страницы, они могут ограничить доступ только ко всему сайту.
Вместо послесловия
Законопроекты еще находятся на стадии рассмотрения и обсуждения. Будут ли они приняты в таком виде или изменятся, пока неизвестно. Но ясно одно, свою профнепригодность и неспособность принять меры в борьбе с распространением экстремизма спецслужбы пытаются компенсировать внесением изменений в законы.
И ситуация вряд ли поменяется, пока на должности назначают по принципу верности и приближенности, а не профессиональным качествам.