Главным политическим событием минувшей недели стало событие, к политике, на первый взгляд, не относящееся. Речь — о восстановлении в должности бывшего заместителя председателя Государственной таможенной службы Райымбека Матраимова. Решение об этом принял Первомайский районный суд Бишкека.
Впрочем, это было ожидаемо, о чем K-News предупреждал еще в начале июня. Об этом ресурсу рассказал адвокат Бактыбек Жумашев. Он тогда сообщил:
— В соответствии с указом экс-президента КР Алмазбека Атамбаева от 31.01.2017, утвержден реестр государственных и муниципальных должностей Кыргызской Республики, в соответствии с которым, должность заместителя председателя ГТС не является политической. Таким образом, у Матраимова есть все шансы выиграть иск у правительства. Что интересно, решение Конституционной палаты до сих пор не отражено в Трудовом кодексе и изменения не внесены, хотя прошло уже почти пять лет.
Речь тогда шла, напомним, о том, что по статье 427 Трудового кодекса КР Матраимов не имел права обжаловать свое увольнение. Однако в 2013 году Конституционная палата приняла решение, где сказано:
«Признать статью 427 ТК КР не соответствующей Конституции Кыргызской Республики в той мере, в какой эти законоположения имеют отношение к лицам, занимающим административные государственные должности, а также иной категории руководящих работников, назначаемых президентом КР, Жогорку Кенешем, премьер-министром».
Выше Конституционной палаты в Кыргызстане — только звезды, но знают об этом явно не все, раз поправки в Трудовой Кодекс до сих пор не внесли. Да и общественность, как видно из комментариев в социальных сетях, в законодательных нововведениях разбирается плохо. Иначе возмущений было бы на пару порядков меньше.
Очевидно, что сейчас правительство вряд ли будет настаивать на том, чтобы вопрос о Матраимове прошел все судебные инстанции. Также можно сказать одно: как бы там ни было, восстановление Матраимова в должности — это еще одно очко в плюс оппонентам действующей власти.
Эти самые оппоненты пока публично себя не проявляют, предпочитая действовать в тени. Во всяком случае, кроме экс-президента Алмазбека Атамбаева, который уже сделал по этому поводу заявление:
«Народу сегодня дали ясно понять, что независимо от того, вернется или не вернется Матраимов официально на должность в таможне, он и такие, как он, будут фактически управлять этой и другими бюджетообразующими структурами в стране. К сожалению, советы и предупреждения, неоднократно высказанные мною лично президенту Сооронбаю Жээнбекову, а затем и публично 31 марта 2018 года не приняты им во внимание. Расправа над политическими оппонентами, развернутая его окружением под прикрытием бурной имитации борьбы с коррупцией лишь дискредитируют власть, а также объявленный курс на борьбу с коррупцией».
Общественность тоже возмущается факту восстановления Матраимова, но — в «диванном», скажем так, режиме: никто не рвется на площадь, чтобы покричать: «Жээнбеков кетсин!» Кто знает, что этому причина. Кто-то считает, что летом в Кыргызстане не бунтуют, предпочитая для этого весну или осень. Но есть и мнение, что восстановление Матраимова — не тот повод, чтобы выходить на площадь, потому что все было вполне по закону. Плюс это воспринимается людьми, как межклановые «разборки». Но по ряду жестких постов в соцсетях уже видно, что встреча С.Жээнбекова с представителями гражданского общества оказалась «смазанной» после судебного вердикта в отношении Р. Матраимова. Все бы ничего, но это решение суда на следующий день после гибели журналиста Улана Эгизбаева, который в свое время провел расследование в отношении богатства Матраимова, многим показалось символичным. Даже прозвучали грозные предупреждения об откате назад к временам свергнутых президентов.
Не остаются в стороне и специалисты по «сливу» компромата. Вот, что пишут в комментариях на одном информационном ресурсе (публикуем с сохранением орфографии и пунктуации):
«Раймбеку Матраимову, несмотря на относительно небольшой официальный доход, принадлежит два супермаркета «Народный» и новый спорткомплекс «Эрем» в городе Ош. Журналисты нашли три особняка, зарегистрированных на ближайших родственников Матраимова. Двухэтажный особняк в центре Оша зарегистрирован на его мать Апизу Матраимову. Один из самых дорогих домов возле госрезиденции в Оше принадлежит его брату, депутату от пропрезидентской СДПК Искендеру Матраимову. Еще один дом — его приближенному коллеге Зафару Айдарову.Сам Матраимов живет в Бишкеке в одном из элитных домов на пересечении бульвара Эркиндик и проспекта Жибек-Жолу. Бишкекская квартира Матраимова в 256 квадратных метров также зарегистрирована на его мать».
Является ли решение по делу Матраимова серьезным ударом по репутации действующей власти? Да, если судить по реакции соцсетей. Но с другой стороны, власть формально в данном случае поступила как раз по закону. Что же до репутации самого Матраимова, ему и его окружению придется сильно постараться, чтобы ее «отмыть». Да и разные слухи в отношение его финансового участия в избирательной кампании Сооронбая Жээнбекова никуда не денешь.
Эксперты, опрошенные K-News, совершенно правильно отметили, что Матраимов — весьма непростой персонаж. Вот, что говорил недавно о Матраимове политолог Марс Сариев:
— Общественное мнение считает, что он – коррупционер, поэтому я думаю, что власть делает опасный ход. Это спорный с политической точки зрения шаг, хотя власть не имеет права вмешиваться в судебные процессы, но за освобождением Молдомусы Конгантиева, идет восстановление в должности Матраимова — это хороший для оппонентов козырь, чтобы раскачать ситуацию. Я думаю, они этим воспользуются, хотя формально предъявить им нечего. И если общественность думает, что он коррупционер, нужны факты, конкретные улики.
Вот с формальными уликами все как раз плохо. Но вспомним, что Матраимова уволили в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона «О государственной гражданской службе и муниципальной службе». А там сказано, что по инициативе госоргана, либо органа местного самоуправления, служащего можно снять с должности в случае выражения недоверия.
После того, как Матраимова уволили, руководство ГТС заявило, что таможенные сборы выросли в 10 раз. Но братья Матраимовы попытались опровергнуть, объяснив, что рост сборов связан с открытием границ и возросшим трафиком перевозчиков грузов…
Но в восстановлении в должности Райымбека Матраимова — вообще во всем этом процессе — есть и один безусловный плюс. Хочется верить, что после этого кто-то позаботится о том, что в законодательстве Кыргызстана нужно наводить порядок, убрав оттуда все нормы, исключающие двойное, а то и вовсе тройное трактование законов. Особенно — в той части, которая касается борьбы с коррупцией, на фоне скандала с Матраимовым, много вопросов у общества возникает по поводу правомерности уголовных преследований ближайших соратников экс –президента Атамбаева.
И напоследок, 8 августа состоятся выборы мэра Бишкека. Коалиция большинства горкенеша выдвинула Азиза Суракматова, если он по каким-то неведомым причинам устраивает депутатов столицы, то общество в большинстве своем восприняло его в штыки. Чем все закончится пока неясно. Премьер Абылгазиев не выдвинул своего кандидата, Суракматов фактически безальтернативен. Злые языки утверждают, что этот кандидат в мэры получил «благословение сверху». Однако, активные граждане Бишкека уже против нового мэра, так как, видят в нем человека, который может начать лоббировать интересы своих бизнес- партнеров в сфере строительства.
Если не учесть общественное мнение, то есть большой риск того, что власть в стране получит «желтую карточку» (футбольный термин, но подходящий для этого случая), а потом может произойти и удаление с поля.
Асан Эралиев