Дело экс-мэра Бишкека Кубанычбека Кулматова с каждым днем все меньше напоминает объективное следственное и судебное разбирательство, и все больше – травлю и нарушение прав обвиняемого в обход любых законов. 20 сентября стало известно, что следственные органы ГКНБ добиваются лишения Кулматова гражданства Кыргызстана. Причем, по утверждению адвоката Кулматова Сергея Слесарева, Госкомитет национальной безопасности надавил на другой госорган – ГРС, после чего департамент обслуживания населения регистрационной службы подал в Первомайский суд исковое заявление, в котором просит признать два последних паспорта Кулматова — ID-карту и биометрический паспорт — недействительными. На каком основании? Официальная формулировка: «В связи с обращением следственного управления ГКНБ».
То есть, буквально, ГКНБ за ГРС решил, по какому поводу ей выступить с иском. И притом, что само такое исковое заявление идет вразрез с законом КР.
«Это дело нельзя назвать иначе, чем казус. Во-первых, у следственного управления нет полномочий требовать признать недействительными паспорта кого-либо в ГРС. Это отдельный государственный орган, который должен заниматься своим направлением, а следственное управление должно заниматься расследованием. Во-вторых, не знаю, какие взаимоотношения департамента с ГКНБ, если он выполняет его требования. ГКНБ обосновал это тем, что Кулматов не мог получить кыргызский паспорт на основании того, что он имеет российское гражданство. Они не учитывают все документы, которые подтверждают, что российского гражданства у него нет, хотя все материалы фигурируют в деле», – прокомментировал ситуацию адвокат Слесарев.
И действительно, ФМС России и посол РФ в Кыргызстане Андрей Крутько уже давали официальный, документально заверенный ответ о том, что у Кулматова нет российского гражданства. Однако ГРС вдруг взялась настаивать, что паспорта КР экс-мэру были выданы необоснованно. «В рамках расследуемого уголовного дела комиссия установила, что Кубанычбек Кулматов в 1995 году, являясь гражданином России, необоснованно получил паспорт гражданина КР.
Заключение комиссии направлено в ГКНБ КР. Речь не идет о лишении гражданства. Согласно Закону КР «О гражданстве», гражданство прекращается вследствие выхода и утраты гражданства», — пояснили в тот же день, 20 сентября, в ГРС. Каким образом иск регистрационной службы трансформировался в иск о лишении гражданства – загадка.
«Как они могут это сделать, если такая процедура лишения не прописана в законодательстве? Изъятие паспорта и лишение гражданства – не одно и то же», — напомнила правозащитница, директор Общественного фонда «Правовая Клиника «Адилет», Чолпон Джакупова. На Закон о гражданстве ссылается и Слесарев: «Кулматов родился и вырос в Киргизской ССР, которая преобразовалась в Кыргызскую Республику. Всем гражданам просто поменяли паспорта. Если признают паспорта Кулматова недействительными, то у него просто не станет паспорта вообще».
Недоумение по поводу упорного желания ГКНБ дать ход «паспортному делу» Кулматова, в обход истекших сроков давности, отсутствия доказательной базы, а теперь даже и несоответствия требуемой меры исковому заявлению от ГРС, неоднократно высказывали и многие обычные кыргызстанцы, общественные деятели, активные пользователи соцсетей.
Так, к примеру, директор Центральноазиатского центра наркополитики, Александр Зеличенко, написал у себя в Facebook: «Вот что за блажь такая?!! Ни в коем случае не защищая Кулматова — пусть в этом разбирается суд, скажу одно. Гражданства можно лишить только того, кому оно было предоставлено государством. Кто, прибыв из-за рубежа, или чьи родители — апатриды, — ходатайствовал и получил его. Того же, кто в 125 поколении живет в Ала-Тоо, лишить гражданства нельзя. Нонсенс».
Но нонсенсы в отношении Кулматова ГКНБ вообще не смущают. Супруге задержанного Жамиле Кулматовой управление Госкомитета нацбезопасности семь раз отказало в свидании с мужем. На том основании, что Кулматова якобы не предоставила документов, подтверждающих свое родство с арестантом. 20 сентября Жамиля Кулматова распространила в СМИ копию свидетельства о браке и копии семи своих заявлений с 11 июня по 12 сентября 2018 года с просьбой о свидании с супругом.
«Все это время я не получала ответа, почему мне не дают свидания, на которое я имею законное право. И сегодня я узнаю через СМИ, что мною не были предоставлены документы, подтверждающие родственные отношения с Кубаном Кенешовичем. Это просто отговорка. У меня ни разу не потребовали документы. Ни разу даже не удосужились позвонить. И без зазрения совести на всю страну утверждают, что я не предоставила документы. Я думаю, что они решили так выкрутиться, уйти от ответа на вопрос: «Почему нарушают наши права?» – написала в своем заявлении жена экс-градоначальника.
Не заметить нарушений и злоупотреблений со стороны следствия, накопившихся в деле Кулматова к сегодняшнему дню, может разве что слепой. И широкий общественный резонанс вокруг этого обусловлен даже не тем, что сторонники и сочувствующие хотят вытащить экс-мэра из СИЗО, а кто-то, в свою очередь, очень хочет Кулматова посадить. Нет, дело в том, что заметен произвол спецслужб страны. И при таком произволе утверждать: «Мы живем в правовом государстве», — не может ни один кыргызстанец.
Может уже пора задуматься над реформой спецслужб, снять наконец от органов национальной безопасности функции полицейского политического сыска. В конце концов, пора вспомнить о настоящем предназначении ГКНБ.
Чолпон Исмаилова, независимый журналист.