Утро после боя. Четыре вывода после вчерашних событий в Кыргызстане

Автор -
1334

Информационно-аналитический центр сделал свои выводы относительно штурма особняка Алмазбека Атамбаева в селе Кой-Таш.

Сергей Масаулов пишет, что сегодня приходится говорить о непродуманных решениях. Из той информации, включая отдельные фото и видеоматериалы, которые имеются на утро, можно сделать несколько выводов.

Первый вывод. Неустойчивое равновесие в борьбе элитных групп в Кыргызстане, установившееся в июле, имело два выхода. Это в целом, как главные направления. Либо стороны сохраняют это равновесие, не упирая ни на одну из чаши весов, либо какая-то из сторон пытается одержать окончательную победу за счет соперника.

По логике этапа противостояния, начавшегося 8 июня, в интересах каждой из сторон, и что более существенно – в интересах общества, было бы развитие событий по первому направлению. Последствиями этого решения было бы укрепление позиций бывшего президента, частичное снятие давления на его команду. Это позволило бы ему участвовать в развернувшейся кампании по выборам Жогорку Кенеша, и сделало бы, наконец, эту кампанию действительно выборной, а не официальным актом фиксации местных и страновых рейтингов «сильных» людей. Конечно, для власти это бы добавило работы и заставило бы ее прорабатывать последствия каждого из решений и шагов в политическом поле.

Но события пошли по второму варианту. Всевышний, как известно, оставил человеку свободу воли, но неволит его только в последствиях каждого из решений. Вот здесь мы уже действительно не вольны выбирать; если чего-то не продумали, то это сваливается на нас как снег на голову.

Второй вывод. Уже который раз в Кыргызстане происходит повторяющаяся череда событий. А когда одно и то же происходит, и сил избежать этого нет, и муторно на душе от того, что знаешь в подробностях все, что дальше будет, а проживать все равно необходимо… Фактически, это описание буддийского ада.

Когда принимается решение о силовой операции, то всегда просчитывают и отрицательные последствия: что будет, если не получится добиться цели? Что будет вынуждена делать сторона, загнанная в угол? А что будут делать люди, общество, расколотое пополам? Часть общества давно считает (так думают люди, и неважно, так ли оно на самом деле) необходимым наказать бывшего президента и его команду за коррупцию и свое тяжелое материальное положение. А для молодежи – это беспросветное отсутствие перспектив легального и легитимного продвижения по карьерной лестнице. Как всегда, редко учитывается исторический аспект, как такое положение сложилось. Обычно просто персонифицируют ответственность: «атамбаевцы» виноваты, как ранее были виновны «бакиевцы» и т.д.

Другая часть общества винит во всем неэффективное руководство страны, непродуманные решения, прежде всего, в кадровой политике. Когда в стране не хватает жизненных благ, и страна сама не производит всего необходимого, а жить-то хочется как «в передовых странах», то начинается жесткая схватка за имеющиеся места в системе управления. И места эти по правилам формирования управленческой вертикали в таком типе стран занимают выходцы из структур, которые управляются архаическим традиционным способом. Так что клановые форматы распределения мест, «радение родному человечку» неизбежны. На полях сделаем заметку, что сетования на семейно-клановый режим здесь от лукавого, или являются всего лишь средством в борьбе с другими кланами.

Таким образом, общество расколото пополам, и что хуже всего, по традиционным силовым границам и линиям застарелых конфликтов между исторически сложившимися частями Кыргызстана. Если продолжить противостояние, то это гражданский конфликт. Гражданская война – это самый зверский вариант столкновения, поскольку он происходит прежде всего в головах людей, и поддерживается энергией ненависти. Теперь сделан шаг в эту сторону.

Третий вывод. Поскольку все повторяется, то как всегда жалко сотрудников правоохранительных органов. Они должны запрятать свои мысли, свои родственные отношения в глубину черепной коробки, и должны выполнить приказ. При этом подвергаясь давлению народных масс.

Если операция продумана, то она рассчитана по минутам, и результат не заставит себя ждать. Хотя представляется важным продумать и такое последствие в расколотом пополам обществе: что произойдет на следующий день, когда бывший президент был бы с помощью силы доставлен на допрос?

Но теперь ситуация иная. Правоохранительные органы не смогли выполнить приказ, и пока отступили. В очередной раз силовики подставлены; обществу продемонстрирована их слабость. А ведь государство — это орудие легитимного насилия, и силовые структуры — это становой хребет всякого государства. Власть должна продемонстрировать силу, иначе уважать не будут. Одновременно демонстрировать силу уже опасно, и чревато сползанием в гражданское противостояние, с известными последствиями для власти. В Кыргызстане такой сценарий реализовывался уже 2 раза.

Теперь настало время слов и взаимных обвинений. А это означает, что предыдущий цикл развертывания событий завершен, и началась новая риторическая борьба.

Четвертый вывод. Новый политический цикл открылся 8 августа, и как бы нам не пришлось наблюдать досрочные парламентские выборы уже в декабре 2019 года. Например, 17 декабря…и такое уже тоже было.

Одно остается важным. Первый, кто продемонстрирует энергию и силу начать переговоры по поиску решений, кто перейдет от обвинений к обсуждению вопросов, составляющих компромиссный список, тот не только обеспечит общественный договор. Он прежде всего продемонстрирует подлинную силу; не традиционную силу эмоциональных воинственных выкриков и потрясания оружием, а силу спокойной уверенности и способности видеть интересы общества, а не только его части.

Поделиться