В Октябрьском районном суде Бишкека 9 октября продолжился судебный процесс по делу бывшего замруководителя аппарата главы государства, экс-советника бывшего президента Икрамжана Илмиянова.
Икрамжана Илмиянова подозревают в мошенничестве на крупную сумму денег и содержат под стражей. В ходе судебного заседания дал показания один из главных свидетелей по делу, а также была продемонстрирована видеозапись показаний пострадавшего. Об этом пишет «Азаттык».
Свидетель, выступавший посредником
В суде по делу Икрамжана Илмиянова выступил один из основных свидетелей – сотрудник аппарата президента Чыныбек Анарбек уулу, заявив, что поддерживает свои показания по поводу 150 тысяч долларов, данные следствию ранее.
Он рассказал, что когда работал в штабе партии СДПК, к нему обратился гражданин по имени Эмиль Арстанбек уулу, который попросил оказать содействие по поводу простоя в СЭЗ «Бишкек» груза компании.
Свидетель подчеркнул, что изначально отказался оказать содействие, но так как проситель настаивал, в конце концов была достигнута договоренность о том, что содействие обойдется в 150 тысяч долларов. Чыныбек Анарбек уулу сообщил, что получил деньги в штабе и сразу передал их Икрамжану Илмиянову.
Тынарбек Аскаров, адвокат Икрамжана Илмиянова, задался вопросом: если свидетель подтверждает, что брал деньги у кого-то, но при этом нет доказательств, что эти средства он передал Икрамжану Илмиянову, то почему не рассматривается ответственность данного свидетеля:
«Чыныбек Анарбек уулу должен быть привлечен к ответственности. Но его дело выделили в отдельное производство. То, что он передал деньги Икрамжану Илмиянову, не доказано. Он говорит, что «получил и сразу передал», но это больше похоже на голословные обвинения. Никаких доказательств нет. И потом с Эмилем Арстанбек уулу он, оказывается, знаком с 2015 года, сам это подтвердил. Они, как выяснилось, были в хороших отношениях».
Сам Чыныбек Анарбек уулу, проходящий свидетелем по данному делу, отказался дать комментарии «Азаттыку». Он лишь повторил свои сказанные в суде показания, что для урегулирования уголовного дела, возбужденного в отношении компании «Дизель комплект», получил 15 свертков из стодолларовых купюр и сразу передал их Икрамжану Илмиянову.
Сотрудник аппарата президента также сообщил, что дважды встречался с представителем компании «Дизель комплект» Асель Чымырбаевой и что на последней встрече она пожаловалась, что дело не улажено до сих пор.
Прокурор уточнил, что уголовное дело в отношении данного свидетеля по заявлению Асель Чымырбаевой выделено в отдельное производство. Но свидетель заявил, что у него нет информации по этому поводу.
«Асель Чымырбаеву держали в изоляторе временного содержания (ИВС) 42 часа. Ее заставили написать заявление и только потом отпустили. Она подала заявление только через год после случившегося, причем в тот день, когда вышла из ИВС. То есть ей ясно дали понять, что выйдет на свободу, только если напишет заявление. Получается, ее заставили написать эту жалобу».
Видеопоказания пострадавшего
В ходе судебного заседания также была продемонстрирована видеозапись показаний потерпевшего, руководителя компании «Дизель комплект», гражданина Беларуси Николая Грамовича. Сам он на процессе не присутствует.
В своих показаниях он рассказал, что «компания «Дизель комплект» в Бишкеке занималась грузоперевозками, а в 2017 году груз задержали из-за вопросов оформления — груз простаивал на станции, его должны были направить в Узбекистан».
Николай Грамович добавил, что был в финансовой полиции и налоговой службе Кыргызстана, и в рамках возбужденного уголовного дела компания выплатила в бюджет порядка 16 млн сомов в виде штрафов. Его допрос был проведен в начале 2019 года в Минске сотрудником Комитета государственной безопасности Беларуси, на нем присутствовал и сотрудник ГКНБ Кыргызстана.
Николай Грамович подтвердил, что попытки замять дело предпринимались через человека из ближайшего окружения бывшего президента — Икрамжана Илмиянова.
О том, что Икрамжан Илмиянов получил крупную сумму денег от частной компании, стало известно в октябре 2018 года, когда ОсОО «Дизель комплект» обратилось с заявлением в ГКНБ.